3419

Границы дозволенного

В ближайшем будущем в Казахстане сразу 10 городов могут стать агломерациями. Как такой статус изменит жизнь жителей центра и пригородов?

Границы дозволенного

Мажилис одобрил законопроект об агломерациях, сейчас этот документ находится на рассмотрении в сенате. Фактически в стране уже сложилось пять агломераций - Алматинская, Астанинская, Актюбинская, Шымкентская и Карагандинско-Темиртауская. В ходе доработки законопроекта численность населения, необходимую для соответствия критериям агломерации, снизили с 500 до 350 тысяч человек, и теперь еще пять городов с пригородами попадают под это определение: Атырау, Тараз, Павлодар, Семей и Усть-Каменогорск.

Дословно

В законопроекте впервые введены понятия:

Агломерация - компактная система, состоящая из столицы, или города рес­публиканского значения, или города областного значения с численностью населения свыше 350 тысяч человек и расположенных вокруг него населенных пунк­тов, соответствующих критериям, определенным настоящим законом.

Центр агломерации - столица, город республиканского значения или город областного значения с чис­ленностью населения свыше 350 тысяч человек.

Зачем нам закон об агломерациях?

Разъяснения дает депутат мажилиса парламента, член рабочей группы по созданию законопроекта об агломерациях Мади ЕЛЮБАЕВ.

- К нам постоянно обращались люди, проживающие в селах в непосредственной близости от больших городов. Не секрет, что села развиваются слабо, в результате происходит постоянный отток граждан в города. Не все могут себе позволить приобрести недвижимость в самом городе, поэтому люди селятся в близлежащей сельской местности и при этом регистрируются в городах для получения качественных социальных услуг: медицина, образование и т. д. Тем самым они соз­дают дополнительную нагрузку на городскую инфраструктуру, в чем-то ущемляя городских жителей, получающих эти же услуги по факту прописки. Закон позволит выравнять условия проживания и качество жизни в городе и пригородах.

- Что же сейчас мешает создать нормальную инфраструктуру в селе?

- Необходимо, чтобы все население, проживающее в конкретном населенном пункте, было в нем зарегистрировано. А раз незарегистрированные граждане никак не учитываются, то, значит, чис­ленность населения в таких селах очень сильно занижена, в некоторых случаях даже в пять-шесть раз!

Например, под Астаной есть село Талапкер. Во время пандемии коронавируса по сигналу сотовых сетей выявили, что там проживают 35 тысяч человек. А когда местный аким готовил заявку на строительство новой школы, то выяснилось, что, по официальным данным, там зарегистрированы всего 5 тысяч человек. И он не имеет права учитывать тех, кто там не зарегистрирован. А деньги будут выделять по числу проживающих. Де-юре населения в селе нет. А раз нет населения, то нет и развития. Вот такой порочный круг получается. Необходимо обновить саму методику подсчета так, чтобы в населенных пунктах учитывались те, кто реально там проживает. Но не отрывая их при этом от социальных благ! Когда мы обсуждали законопроект, я сказал, что без учета этих данных все новеллы по агломерациям могут оказаться напрасными…

Как определять границы агломерации?

- Включать населенные пункты в состав агломераций будет правительство по предложению уполномоченного органа. Кроме того, правительство утвердит и комплекс­ный план развития агломерации по согласованию с администрацией президента, - поясняет Мади Елюбаев. - Есть несколько критериев, по которым населенные пункты будут относиться к агломерации. Во-первых, наличие самого центра агломерации, численность населения которого составляет не менее половины от численности населения агломерации. Во-вторых, населенный пункт должен иметь повседневные трудовые, производственные, социально-культурные и другие связи с центром агломерации. И в-третьих, должна прослеживаться тенденция к их территориальному слиянию.

Например, близ Астаны я сам насчитал 12 сел, которые подходят под эти критерии. Однако нельзя сказать, что это все населенные пункты, которые находятся в радиусе, например, 30 километров от города. Есть села, которые расположены на таком расстоянии, но по логистике им проще добраться до районного центра, чем до цент­ра агломерации. Есть села, которые находятся в 50 километрах от Астаны, но до них идет автобан. То есть расстояние от города не всегда имеет определяющее значение, и устанавливать конкретную привязку к радиусу будет неправильно.

Пока законопроектом не определено, какие именно населенные пункты войдут в состав агломераций. Это будут решать подзаконные акты: приказы, постановления.

Кто будет заниматься проблемами агломерации?

- Законопроект предусматривает создание консультативно-совещательных органов - советов агломерации. Они будут как на местном уровне, так и на правительственном. У многих коллег на пленарном заседании появился такой вопрос: не породит ли это дополнительные органы для бюрократии? Я считаю, что нет. Во-первых, все это будет на общественных началах. Во-вторых, в этот совет будут входить и исполнительные органы власти, и депутаты маслихатов, и депутаты парламента, и общественники.

А деньги чьи?

- В законопроекте есть такая новелла: центр агломерации будет иметь право самостоятельно выделять средства на развитие социальной инфраструктуры на территории агломерации. По горизонтальному принципу, то есть без одобрения на уровне правительства, - Мади Елюбаев подбирается к самому главному. - Например, в селе Боралдай нужна школа. Аким области сможет подать заявку акиму Алматы, а не ждать одобрения республиканского бюджета на уровне правительства.

- Вот алматинцы и беспокоятся о том, что им придется стать донорами для отстающих сел… А ведь у города и своих проблем навалом!

- Я думаю, эти вопросы будут решаться на уровне маслихатов. В любом случае есть моменты, которые нужно решать оперативно и на местах, невозможно все зарегулировать законодательно. Скорее всего, на развитие агломерации будут выделять сэкономленные средства, когда бюджет города запланировал одну сумму, а потратил меньше.

Комментарий в тему

Ерлан СМАЙЛОВ, депутат мажилиса парламента:

- Потребность в этом законопроекте созрела давно. И все же он пока содержит концептуальные вещи, а не решение конкретных вопросов. Возьмем для примера Алматы, который является экономическим, социальным, культурным, образовательным центром. По разным оценкам, в город ежедневно заезжает порядка 200 тысяч автомобилей. Как минимум 200 тысяч человек, а на самом деле даже больше. Это так называемая маятниковая миграция, когда утром из области в город заезжают, а вечером выезжают. Мы должны понимать, какая у нас идет нагрузка на инфраструктуру, школы, садики, больницы, дороги, экологическая нагрузка. Она выше расчетных норм. В законопроекте не отражен момент, как правильно подсчитать эту нагрузку и как финансировать расходы на нее. Может, городу будет более выгодно обустраивать агломерацию и прилегающие территории, чем испытывать эту постоянную нагрузку на действующую инфраструктуру?

Интересы человека, гражданина Казахстана, должны быть в центре принятия любого решения - политического, инвестиционного, административного, регулятивного. Вспомните, когда в пандемию закрыли границы города, то сотни тысяч человек остались без работы, потому что не смог­ли приезжать в город. А ведь они получают не такие уж большие деньги, многие работают поденно. Этот риск мы пережили, но должны понять, как им управлять. Нужно заранее просчитать, как не оставить сельчан без средств к существованию, если опять случится нечто подобное. Этого в законопроекте тоже нет.

Кроме создания советов агломераций и красивых планов по развитию, разрешения на взаимоотношения бюджетов одного уровня и разрешения акимату Алматы заимствовать средства на внешних рынках, конкретики от министра национальной экономики я не услышал. Должно пройти некоторое время правоприменительной практики. И конечно, должна быть проведена последующая работа над этим законом.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Опрос в тему

Кто больше выиграет от принятия закона об агломерациях?

- Горожане: если проблемы пригородов будут решены, то сельчане меньше станут ездить в город.

- Сельчане: за счет городского бюджета улучшится местная инфраструктура.

- Акимы: им будет проще распоряжаться финансовыми потоками.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

А вы почему мало рыбы едите?

- Дорого.........................................73%

- Чистить не люблю............................8%

- Не умею готовить.............................2%

- Она костлявая и пахнет рыбой.........10%

- Зато я много ем черной икры.............7%

Поделиться
Класснуть