2805

Беш VS коктал: смогут ли мясоеды полюбить рыбу?

Третий год подряд в правительстве жалуются на то, что казахстанцы плохо едят рыбу. Две недели назад в Минэкологии объявили о планах поднять внутреннее потребление рыбы на 100 процентов к 2030 году. А в минувший вторник глава этого ведомства Сериккали БРЕКЕШЕВ доложил в правительстве, как растет отечественная рыбная отрасль благодаря господдержке. Так потеснят ли сазан и судак хотя бы курятину в нашем рационе?

Беш VS коктал: смогут ли мясоеды полюбить рыбу?

А ВОЗ и ныне там

Потребление рыбы и морепродуктов в Казахстане составляет меньше 4 кг в год при рекомендованной ВОЗ норме 16 кг и уровне потребления в развитых странах 26 кг. Это означает, что наши люди включают рыбу в рацион не чаще одного-двух раз в месяц. И это при том, что ежегодный улов казахстанских рыбаков с каждым годом растет и уже перевалил за 45 тысяч тонн. А объем искусственно выращенной рыбы за пять лет увеличился в 5,5 раза - с 2,7 тысячи до 15 тысяч тонн в год. Мы на 100 процентов покрываем потребность в пресноводной рыбе.

Золотая рыбка

Первая причина, почему мы мало едим рыбу, - дороговизна. В магазинах столицы килограмм замороженной дорадо стоит 5200 тенге, скумбрии - 2800 тенге, трески - 3800 тенге, кижуча - 9000, сибаса - 5700, мойвы - 3100, тилапии - 3500, хека - 3000, филе минтая - 3500 тенге. То есть ценная морская рыба дороже любого вида мяса. Местная рыба немного дешевле: филе судака - 3600 тенге за килограмм, филе сазана - 1950 тенге, тушка берша без головы - 1950 тенге. В то же время замороженная тушка цыпленка - 2000 тенге за килограмм.

Для среднестатистического казахстанца рыба - дорогое удовольствие. Морепродукты поднимаются в цене каждый год, а в этом, по официальной статистике, выросли сразу на 24,3 процента. В том числе свежая или охлажденная рыба подорожала на 17,4, мороженая - на 16, переработанная и консервированная - на 31,3 процента.


В ловушке традиций

Однако спрос на рыбу определяется и другими факторами. Историк Зиябек КАБУЛЬДИНОВ говорит, что кулинарные привычки определяет генетическая ­память.

- На протяжении последних 6 тысяч лет казахи вели скотоводческий образ жизни, искусно комбинированный с земледелием и охотой. Этот образ жизни практически не оставил места рыболовству. Оно активно появляется с момента строительства Ташкентской, Оренбургской железной дороги. Например, в начале ХХ века в районе города Аральска было около 10 тысяч казахов, которые занимались рыболовством, но они ловили рыбу преимущественно для продажи оседлому населению, переселенческому крестьянству. Сами мало потребляли. А повсеместно рыболовство не было развито. Даже во время массового голода начала 1930-х годов люди не перешли на рыбу, потому что не было навыков, не было традиции ее потреблять, - рассказывает ученый.

Для тогдашних жителей рыба была таким же сомнительным продуктом, как сегодня улитки и лягушачьи лапки.

В советское время правительство пыталось мотивировать людей есть рыбу, введя рыбный день на предприятиях общепита. Но рыба так и не стала альтернативой мясу. А в независимом Казахстане, когда государство перестало поддерживать отрасль, рыба и вовсе оказалась вытес­ненной из меню семей. Самые желанные деликатесы на столе тогда и сейчас - разного рода мясные изделия. В прошлом году каждый казахстанец съел в среднем 83 килограмма мяса. Даже в Западном Казахстане, где из рыбы готовят бешбармак, ее считают важной, но не главной ­частью рациона.

Эх, хвост, чешуя…

Продавцы также называют в числе причин, тормозящих потребление рыбы, ­неумение и нежелание казахстанцев во­зиться с ней.

- Все ленятся - ее же надо чистить дома! - разводит руками продавец столичного рыбного магазина Шолпан. - Многие не знают даже, как готовить рыбу. Скумбрию берут еще, потому что ее особо чистить не надо, но вот корюшку или дорадо надо чистить и потрошить. “Ой, нет”, - говорят все, даже если эта рыба вкусная. Мне приходится покупателям объяснять про каждую: какая рыба, с чем ее можно подать, как разделывать.

Приверженцы ЗОЖ, которые следуют правильному питанию, рады бы есть рыбу чаще, но считают, что найти продукт хорошего качества сложно. Та рыба, что продается с рук и с машин на улицах, недорогая, но может быть браконьерской либо выловленной в загрязненных и сточных водоемах, зараженной паразитами или отравленной ядовитыми веществами. В крупные сети попадает продукция непрезентабельного вида, неоднократно размороженная и замороженная. Более того, часто залежавшуюся размороженную рыбу продают под видом охлажденной. Или встречается фальсификат - подмена дорогих видов рыбы и морепродуктов “бедными родственниками”, особенно когда на прилавках рыба без шкуры или тем более филе.

- Все эти морепродукты, как правило, привозные, которые прибывают к нам различными путями: самолетами, пароходами, поездами - и, безусловно, меняют свою биологическую ценность. А у нас в основном рыба речная или искусственно выращенная: форель, осетр, сом, карп, сазан, судак и другие. Это, конечно, хорошее веяние, но по биологической ценности фермерская рыба уступает дикой, которая живет в естественном водоеме. У них даже цвет отличается. В фермерской меньше йода, омега-3, витамина D3, меньше ценных минералов, таких как, например, кальций и железо, - объясняет доктор биологических наук руководитель лаборатории пищевых биотехнологий и специализированных продуктов питания Казахской академии питания Юрий СИНЯВСКИЙ.

Профессор подсчитал: чтобы закрыть норму потреб­ления рыбы в 16 килограммов в год, казахстанцам нужно съедать чуть больше 300 граммов рыбы в неделю. На практике это небольшое количество: два дня по 150 граммов или каждый день по 50 граммов.

- Надо развивать культуру питания, говорить о важности рыбы в рационе, о том, что это полноценный белок, богатый ненасыщенными жирными кислотами, которые препятствуют развитию атеросклероза. Рыбу нужно научить потреблять, иначе никак не подвести к ее регулярным покупкам, - считает ученый.

Не хотите - заставим

В Минэкологии верят, что ситуацию с потреблением рыбы в стране можно кардинально исправить. Способствовать этому будет принятая в прошлом году программа развития рыбного хозяйства до 2030 года. В ней основной упор сделан на разведение рыбы через поддержку бизнеса в виде субсидирования и налоговых льгот. Кроме того, в регионах Казахстана увеличат количество точек по продаже рыбы.

В результате к светлому 2030-му планируется выращивать уже 270 тысяч тонн рыбы в год (а не 15 тысяч тонн, как сегодня), снизить объем импорта почти в два раза (с 45 тысяч тонн, как сегодня, до 25 тысяч) и, самое главное, пробудить в казахстанцах любовь к этому продукту. Программа замахнулась на то, чтобы достичь показателя внутреннего потреб­ления рыбы в 134 тысячи тонн в год вместо нынешних 67 тысяч тонн!

- Для этого нами предлагается все госорганизации в системе образования, здравоохранения, органов внутренних дел, вооруженных сил, уголовно-исполнительной системы обязать включать рыбу в рацион питания и приобретать гарантированный объем рыбной продукции в приоритетном порядке у отечественных производителей, - выдвинул идею министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев на недавнем правительственном часе в мажилисе.

Оставшиеся излишки правительство намерено продавать за границу. По программе экспорт рыбной продукции вырастет с 25 до 136 тысяч тонн в год.

А по зубам ли крупная рыба?

Но депутаты настроены скептически к наполеоновским планам, вспомнив все провальные мяс­ные и рыбные проекты.

Мажилисмен Александр МИЛЮТИН перечис­лил, что в 2004-м была принята программа развития рыбного хозяйства до 2006 года. По ее завершении принята концепция развития рыбного хозяйства на 2007-2015 годы. В ней указывалось, что для удовлетворения потребности населения в рыбе необходимо довести объем вылова и выращивания товарной рыбы и ее импорта до 272 тысяч тонн в год, но задачу не выполнили. В дальнейшем появилась госпрограмма развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы. Проку от всех этих программ не было. А теперь новая рыбная программа до 2030-го! На ее реализацию потребуется 541,3 млрд тенге, из них 56,4 млрд тенге - из республиканского бюджета, 144,3 млрд - из местного бюджета и 340,5 млрд тенге должны составить частные инвестиции. Милютин сомневается, что нынешняя программа будет резуль­тативной.

- Недостаточность мер господдержки, неэффективное использование выделенных средств усугубили проблемы в рыбной отрасли. Принимаемых в настоящее время мер недостаточно для решения существующих проблем! - отмечает Милютин.

А депутат Айкын КОНУРОВ считает потребление рыбы показателем социального расслоения общества.

- У нас люди почти 90 процентов доходов тратят на элементарные продукты питания для выживания. А в закрытых установках производят рыбу дорогую - форель, осетровые. Поэтому, я думаю, будет дисбаланс: бедные будут есть опасную рыбу с рук из открытых водоемов, а богатые нарастят потребление рыбы и в два, и даже в три раза, если будет большой ассортимент! Потому что она будет свежая, а не та замороженная, которая привозится из-за рубежа. Но априори вся рыба, которая будет производиться в закрытых установках, для большинства казахстанцев будет недоступна, - констатирует депутат.

Увы, уровень бедности и невысокие доходы населения никак не способствуют росту потребления рыбы. От морепродуктов люди отказываются в первую очередь, если необходимо затянуть пояса. Поэтому правительству нужно работать не только над ассортиментом и качеством рыбы…

Тогжан ГАНИ, Астана

Опрос в тему

А вы почему мало рыбы едите?

- Дорого.

- Чистить не люб­лю.

- Не умею готовить.

- Она костлявая и пахнет рыбой.

- Зато я много ем черной икры.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Почему суд присяжных не популярен в нашей стране?

- Слишком дорого обходится налогоплательщикам....................7%

- Это невыгодно судьям........................................................63%

- Сопротивляются правоохранительные органы.......................23%

- Подсудимые сами не хотят...................................................7%

Поделиться
Класснуть