10524

Аким Абайской области Нурлан Уранхаев: 25 лет город был на задворках...

Уже прошло пять месяцев с тех пор, как Нурлан УРАНХАЕВ возглавил новую Абайскую область. Как прошло разделение Восточного Казахстана и почему акимату не удалось решить острейшую проблему дефицита кадров? С этими вопросами я шла на интервью, которое Нурлан Тельманович согласился дать впервые после своего назначения.

Аким Абайской области Нурлан Уранхаев: 25 лет город был  на задворках...

- В любой существующей области, видимо, работать легче, чем здесь, - делится глава области. - Потому что здесь все начинается с нуля. У нас в управлении здравоохранения на протяжении трех месяцев было три человека. И по другим направлениям точно такие же проблемы были. Нет людей. Нам некого было взять на работу. Просто нет желающих! В городском акимате такая же ситуация. Единственное, куда хотели пойти, - это управление культуры и управление спорта! Вот такие кипы резюме!

- Между тем, когда областной акимат пополнялся специалистами из других городов, жители Семея возмущались: “А чем наши хуже?”

- Люди, которые 25 лет трудятся в акимате Семея, работали в другом формате. Максимум ездили в областной центр (в Усть-Каменогорск. - М. Г.) и обивали пороги руководителей управлений и их замов, просили помочь. Сейчас они должны ездить в Астану и разговаривать на уровне вице-министров, руководителей департаментов, комитетов. Кадры за эти годы не взрастили. Потеряли много специалистов. Нужно время, для того чтобы подготовить кадры, отвечающие сегодняшним требованиям.

- Правда, что вы буквально заставляли людей занимать ключевые должности в госорганах?

- Так и есть. Я практически заставил бывшего руководителя областного управления, заместителя акима города, области возглавить ГКП “Теплокоммун­энерго”. Говорю: “Иди делай, работай. Я знаю, что ты сможешь навести там порядок”. Нас оставили с долгом в 3 миллиарда 100 миллионов тенге. Мы уже 500 миллионов тенге отдали на уголь. Впрямую - в топку! А знаете, как я Марата САНДЫБАЕВА на работу брал? “Ты 26 лет сидишь в кресле директора онко­диспансера, ты все сделал!” В итоге он принял решение.

- В онкодиспансере все налажено?

- Да, все работало. Голова не болит. А сейчас у него детская инфекционная больница в аварийном здании 1939 года. Мы ездили с ним в тубдиспансер. Хотим детскую больницу перевести в здание, которое нам подарило правительство Катара.

Допотопных строений у нас полно. Я молчу про кожвендиспансер, который размещается в постройке 1903 года. У нас нет центра крови! Нет своей областной больницы! В свое время взяли и отдали ее медицинскому университету, чтобы тащил республиканский бюджет. Из всех отделений, что там есть, в более-менее нормальном состоянии отделение челюстно-лицевой хирургии, потому что оно было построено намного позже всего другого.

- После разделения Восточно-Казахстанской области все абайские бюджетники, включая врачей, учителей и сотрудников акимата, столкнулись с большой проб­лемой. По их словам, им три месяца не платили зарплату. Семейчане уверены: это из-за того, что Усть-Каменогорск старый бюджет забрал себе, а новый еще не выделили!

- Во-первых, не платили бюджетникам два месяца. За месяц вперед им заплатили. Не платили зарплату не из-за того, что Усть-Каменогорск забрал деньги. Шла перерегистрация наших юридических лиц. Не могли присвоить бюджетные коды. Не мы одни с этим столкнулись. Мы открыли областной благотворительный фонд и не смогли его зарегистрировать, потому что налоговая инспекция не могла присвоить код. Задолженности уже погашены. Деньги есть.

- С какими проблемами еще пришлось столкнуться после образования Абайской области?

- У нас не хватает реабилитационных центров. Был в Кокпекты, был в Аксуате. Аксакалы просят: “Нам надо реабилитацию проходить”. Где? Раньше в Убе реабилитацию проходили. Сейчас это другая область. Реабилитационный центр в Семее, в микрорайоне “Карагайлы”, начали строить еще до разделения ВКО. Нам передали проект с удорожанием на 1,95 млрд тенге. И нам оставили достраивать. А есть такой нюанс: все удорожание идет за счет местного бюджета! Сейчас подрядчик просит денег. А таких денег пока в бюджете нет! Конечно, мы все достроим, деньги найдем, но нужно время.

- А в это время жители окраин Семея и пригородов требуют от властей немедленно решить их проблемы, угрожая выйти к акимату с плакатами!

- Я отлично знаю проблемы Жаркына и Восхода. Сразу скажу, что уличная демократия ни до чего хорошего не доводит. Да, у нас “слышащее государство”. Но нельзя же доводить до абсурда: кто громче покричал, у того и больше прав! Это неправильно. Город у нас необычный. Абралы, который находится за 300 километров от Семея, тоже является частью города! Вокруг нас есть 14 населенных пунктов, жители которых тоже являются горожанами, им много лет вообще никто не помогал! У них проблемы и с водой, и с электричеством, и с дорогами. За один день их никто не решит.

Если кто-то думает, что он горлом возьмет… 25 лет город был на задворках. Что нам построили за 25 лет? Подвесной мост сдали в 2000 году. Еще построили “Арену”, больницу скорой медицинской помощи, станцию скорой помощи, центр ядерной медицины. И все! Понятно, что у нас есть окраины. У нас огромный пласт проблем в восточной части города. Но нам же не дадут таких денег, чтобы за год все построить, поэтому мы, конечно, будем решать все проб­лемы, включая проб­лемы окраин, но постепенно…

- На упраздненную Семипалатинскую область навесили ярлык “дотационной”. Как избежать этого новой Абайской области?

- Президент поручил - тотальную геологическую разведку надо провести. У нас куча месторождений. Нужно затащить хороших инвесторов. Пусть работают. Пусть добывают. Пусть платят деньги. В принципе, перспективы у нас огромнейшие! У нас есть животноводство. Ездил в Аксуат, люди жалуются: некуда девать шкуры, шерсть. Кожмехобъединение жалуется: шкур нет…

- Значит, есть надежда возродить фабрику первичной обработки шерсти и камвольно-суконное объединение?

- Нет. Такого объема, какой был раньше, нет и не будет. Это же были предприятия всесоюзного значения. У них рынком сбыта был весь Советский Союз. Сейчас ставку надо делать на маленькие заводики. Я был в Кокпекты, разговаривал с основателем молочной фермы. Он все молоко - 7 тонн - отдает усть-каменогорскому предприятию. Я говорю: построй молокозавод у себя - небольшое предприятие, которое завозило бы свежее молоко и продукцию в Семей. У нас проблема: можно по пальцам пересчитать, кто переработкой занимается.

- Долгие годы мы все мечтали об акиме, который родился и вырос в Семее. Может быть, это наивно, но мы верили в то, что такой человек не будет бездумно сносить старинные здания и игнорировать разгул уплот­нитель­ной застройки.

- Все здания мы будем сохранять. В комиссию при акиме по сохранению исторических памятников вошли люди, которые радеют за это дело всей душой.

Приходит ко мне строитель, которого я знаю много лет, и говорит: “Я хочу купить мельницу Мусина, снести и построить жилье”. Я говорю: “Никто этого сделать не даст. Если только попробует, его там же на вилы поднимут!” Есть мысль выкупить это здание и сделать молодежный центр или центр народного творчества.

А насчет уплотненной застройки… Я могу сказать: если не соответствует правилам, строить не будут. Поэтому я сказал: “Вы приведете в соответствие документацию, докупите земли под благоустройство, только так строить будете!” По градостроительным правилам надо застроить 40 процентов участка, остальное - детские площадки, озеленение, парковки. А они берут шесть соток и строят на пятачке дом! Мы от этого обязательно отойдем…

Мы теплые автобусные остановки ставим. В этом году хороший каток на центральной площади сделаем с музыкой. Я говорю: делайте! Человек вышел на улицу и должен видеть, что он живет не в деревне, а в областном центре!

P.S. Во время нашей беседы Нурлан Уранхаев перечислил, что предстоит построить в новом областном центре, преимущественно в левобережной части города, которая раньше незаслуженно обделялась вниманием застройщиков. Среди проектов - конгресс-холл, новый Дворец школьников, Ледовый дворец, областная больница, инфекционная больница и, конечно же, ТЭЦ-3, которую поручил построить глава государства.

Милана ГУЗЕЕВА, Семей

Поделиться
Класснуть