2100

Скверное место

Новая схватка алматинцев за придомовой участок

Скверное место

Жители алматинского микрорайона “Коктем-1” настаивают на официальном оформлении возврата из частной собственности в коммунально-государственную клочка земли рядом с их многоквартирными домами. Если этого не сделать, то, тревожатся они, вместо уютного сквера на этом пятачке появится еще одна уродливая высотка. Однако городской акимат не спешит исполнять решение суда по принудительному изъятию участка у его нынешнего владельца.

Этот сквер, из-за которого и возник весь сыр-бор, расположен сзади старого много­этажного дома №16 в указанном микрорайоне. Благодатное мес­то: елки, березы, дубы, высаженные жильцами многоэтажек, скамейки для отдыха, через дорогу - набережная реки Есентай. Территория небольшая, всего 0,0930 га. Жители дома все эти годы были в неведении, что у этого участочка есть хозяин.

- 21 июня сюда пришли неизвестные. Снесли деревянный забор, который огораживал сквер, воткнули колышки, начали выкапывать пеньки, - вспоминает жительница дома №16, председатель местного ОСИ Жадра МАШКАНОВА.

 - Я сразу же позвонила в прокуратуру Бостандыкского района. Буквально через пару часов в сквере собрались все заинтересованные лица. Стали выяснять, на каком основании здесь ведутся работы. Оказалось, что эта территория уже много лет в частной собственности, а мы об этом и знать не знали, хотя нашему и соседним домам уже больше полувека!

Сотрудники акимата и управления градостроительного контроля заверили, что строить тут ничего не будут. Однако уже ни для кого не секрет, чем заканчиваются подобные обещания. Жильцы начали свое расследование. И вскоре выяснили: в земельном кадастре целевое назначение спорного участка указано как “строительство и эксплуатация многофункционального многоэтажного здания”.

- Как здесь, на крошечном участке между нашим домом и речкой, может уместиться еще одна высотка?! Неужели будут строить впритык к зданию, полностью перекрыв нам доступ к солнечному свету? Да и разве здесь не водоохранная зона? - посыпались вопросы от жителей микрорайона.

Активисты стали “копать” дальше - и выявили немало интересных деталей. Начиная с 1998 года по решению местных властей этот клочок земли несколько раз менял собственников и целевое назначение: мини-рынок (местные старожилы вспомнили: здесь действительно какое-то время был базарчик), строительство и эксплуатация торгово-бытового комплекса (возведен не был), а теперь на этом месте может вырасти восьмиэтажное многофунк­циональное здание (21 января 2019 года управление городского планирования и урбанистики Алматы даже выдало архитектурно-планировочное задание на его проектирование! При том, что в округе дома старой постройки не превышают и четырех этажей. Жителям микрорайона повезло, что владелица участка Дилбирим НИЗЯРОВА не предприняла тогда никаких действий).

Местные жители также выяснили, что власти в лице управления градостроительного контроля через несколько судебных процессов все же сумели изъять у Низяровой в принудительном порядке спорную территорию в собственность города.

Жильцы окрестных многоэтажек недоумевают: почему госорганы скрывали от них эту информацию? Как так получается: земля переходила из одних рук в другие, из-за нее шли суды, а население микрорайона даже не знало об этом, спокойно высаживая в скверике новые деревья и кустарники? И раз в суде все так благополучно сложилось в пользу государства, отчего же этот участок до сих пор числится в частной собственности, раз на нем кто-то пытался развернуть строительство?!

Пытаясь разгадать эти тайны, жильцы запросили информацию в госкорпорации “Правительство для граждан”. Однако ситуация стала еще больше запутанной. Заместитель директора алматинского филиала госкорпорации Жанбек АБИШЕВ в официальном письме сообщил: на недвижимое имущество по этому адресу право собственности... не зарегистрировано. Жильцы не поверили своим глазам и подали новый запрос, уже через адвоката. На этот раз пришел подробный ответ, где в конце значилось: “В настоящее время собственником вышеуказанного земельного участка на основании договора купли-продажи арестованного имущества №37 от 8 ноября 2021 года является Карим ЮСУПОВ”. К слову, эта фамилия фигурировала и раньше, при самом первом отчуждении территории. Возможно, землю перепродавали друг другу родственники. А в госоргане в первый раз ошиблись с ответом - с кем не бывает… Но не будь жители микрорайона настойчивыми, клубок вопросов так и не распутался бы.

- На каком основании Низярова продает участок, если ее право собственности по решению суда было прекращено еще 18 марта 2021 года? К тому же все это происходило в присутствии судебного исполнителя филиала “Территориальный отдел по исполнению требований неимущественного характера” городского департамента юстиции Азамата КОПБАЕВА, так указано в самом договоре купли-продажи. Как он это допустил? Почему произошла реализация этого имущества? - задается новыми вопросами Жадра Машканова. - Ведь получается, что такая сделка незаконна!

Между тем заместитель руководителя департамента юстиции Алматы Жанабай АГМАНОВ утверждает: судебный исполнитель действовал исключительно по закону. “Должник вправе с письменного разрешения судебного исполнителя реализовать арестованное имущество по стоимости не ниже оценочной. Дача разрешения судебного исполнителя должнику на реализацию имущества по исполнительным документам об изъятии земельного участка у собственника не нарушает права третьих лиц, если земельный участок не в залоге, а также не наносит ущерб государству, так как земельный участок ранее был приобретен за собственные средства”, - сообщил он в своем официальном письме.

Что же теперь делать с этим земельным участком, ставшим камнем преткновения?

- Достаточно просто выполнить решение суда: принудительно изъять участок и вернуть в госсобственность! - в один голос восклицают жильцы микрорайона.

Однако не все так просто. Тот же департамент юстиции пояс­нил: в случае принудительного изъятия земельного участка у собственника по решению суда право собственности продается на торгах (аукционах). Таковы нормы Земельного кодекса.

А акимат на предложение жителей ответил так (выделено нами): “Земельный участок может быть принудительно отчужден для государственных нужд в исключительных случаях с согласия собственника или негосударственного землепользователя либо по решению суда. На сегодняшний день акиматом Алматы соответствующего постановления о принудительном отчуждении (выкупе) для государственных нужд в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Алматы, микрорайон “Коктем-1” с кадастровым номером 20-313-007-087 не принималось, в связи с чем принудительному отчуждению (выкупу) для государственных нужд не подлежит”.

Получается, одного решения суда о принудительном изъятии участка и продажи его на торгах недостаточно - нужна еще и воля градоначальника, то есть соответствующее постановление. А пока все эти бюрократические процедуры не исполнены в полной мере, на оспариваемом пятачке может быть построено... все что угодно! Вот и управление городского планирования и урбанистики сообщило: “В настоящее время эскизный проект не согласован”. Но при этом отметило, что “согласно статье 13 закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК и правилам формирования архитектурного облика и градостроительного планирования Алматы перед получением предпроектной документации застройщик должен провести общественное обсуждение проекта с жителями, чьи интересы непосредственно затрагивает строительство”.

- Какие могут быть общественные слушания, о каком строительстве вообще идет речь, если есть решение суда об изъятии земельного участка?! - возмущены активисты дома №16. - Неужели у нас каждый госорган как отдельное государство, и не знает о том, что творится за его границами? Мы готовы оформить эту землю в кондоминиум и взять расходы на содержание территории на себя, лишь бы сохранить тут сквер и не допустить строительства!

Жители микрорайона снова обратились в прокуратуру, но уже с конкретными требованиями. Во-первых, проверить законность сделки купли-продажи участка между Низяровой и Юсуповым. Во-вторых, взять на контроль исполнение решения суда о принудительном изъятии участка. В-третьих, выявить всех виновных в этой земельной неразберихе чиновников и привлечь их к ответственности. И, в-четвертых, попытаться придать этой земле статус водоохранной зоны.

Чтобы каждый новый аким, который вступает в должность, не обращался с землей так, как ему заблагорассудится! - заключила Машканова.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть