2487

Что было - не забудется, что будет - то и сбудется

Многострадальному шымкентскому вокзалу, дошедшему до крайней степени убогости, нашли нового хозяина. Управляющей компании из Павлодара предстоит вложить в реконструкцию терминала более полумиллиарда тенге. Более того, в порыве неслыханного альтруизма победитель торгов заявил о нулевом вознаграждении, не оставив конкурентам тем самым ни единого шанса. И все это о компании, которая за четыре года своего существования уплатила государству налогов всего-то на общую сумму около 300 тысяч тенге.

Что было - не забудется, что будет - то и сбудется

Шымкентский железно­дорожный вокзал - давняя головная боль городских властей. Настоящий чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить нельзя. Все от того, что капитальная реконструкция за счет бюджета была невозможна из-за законодательных ограничений, а спонсорских средств едва хватило на косметический ремонт в 2019 году. Убыточный объект перекидывали с баланса на баланс, но состояние его от этого не улучшалось.

В начале 2000-х вокзал был на муниципальном обеспечении, затем его передали на баланс АО “НК “Казакстан темір жолы”. В 2018-м, в канун получения Шымкентом статуса города республиканского значения, вопрос обветшалого до неприличия вокзала встал особенно остро. По президентскому поручению его снова передали в коммунальную собственность. Но и это не помогло: коммунальное госучреждение “Центр диспетчерской службы”, на чей баланс посадили вокзал, собственного бюджета не имело, а потому даже содержать его не могло, не то что ремонтировать.

В 2020 году Шымкент готовился к мероприятиям и приему гостей, став на год культурной столицей стран СНГ. Но вокзал выглядел уж больно некультурно. По этой причине 20 миллионов спонсорских средств потратили на косметический ремонт, строительство пандуса, установку на полу тактильных досок для слабовидящих и прочих обязательных удобств, необходимых для граждан с инвалидностью.

- Законом “О железнодорожном транспорте” местным исполнительным органам не предусмотрена функция по содержанию, управлению и развитию железно­дорожной инфраструктуры. Из местного бюджета выделять на это средства нельзя. Чтобы сделать даже мелкий ремонт, приходилось обращаться к спонсорам, - поясняет заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Мухтар КОКАНБАЕВ. - Обращались в министерство, правительство, просили внести изменения в единый бюджетный классификатор, дав нам возможность финансировать вокзал. Нам рекомендовали искать другой выход. Снова принять на баланс наш вокзал в КТЖ отказались, заявив, что денег на его реконструкцию нет.

                                                                               ***

Передача в доверительное управление без права выкупа - единственный выход из патовой ситуации. И со второй попытки это удалось. Первые торги были признаны несостоявшимися.

Согласно тендерным условиям управляющая компания должна будет втрое увеличить пропускную способность вокзала, улучшить условия для пассажиров, капитально отремонтировать инфраструктуру, заменить изношенные сети теплообеспечения, электричества, канализации и многое другое. Итого за 10 лет сумма инвестиций должна составить 1 миллиард тенге.

Победитель конкурса - ТОО “Vostok Trade Pro” - на все эти условия согласился, заявив о готовности вовсе отказаться от вознаграждения.

- Мы были шокированы, - признался Мухтар Коканбаев, комментируя корреспонденту газеты “Время” итоги конкурса и намерение победителя.

                                                                              ***

Вторую неделю у шымкентского вокзала новый хозяин и новый директор. Прежде чем познакомиться с руководителем, решаюсь внимательно осмотреть объект. Интроскопы для сканирования багажа сиротливо стоят в углу за ненадобностью, занимая и без того небольшое пространство холла. Табло с информацией о маршрутах и времени прибытия заполнено вручную. Киоски по продаже газет и всякой снеди, расположенные внутри здания, мирно соседствуют с вокзальным туалетом.

У билетных касс небольшая, но все же очередь. Зал ожидания практически пустой: мало кто готов с багажом карабкаться по лестнице на второй этаж. Все пассажиры сиротливо ожидают поезда на перроне. Скамеек едва хватает для пожилых и беременных. Остальные занимают места в тени под немногочисленными деревьями. Небольшая камера хранения больше похожа на мало­габаритный гараж. Дверь медпункта, пыльная и грязная, явно давно не открывалась. Торговые киоски на перроне практически пустые: продажи, несмотря на то что это городской вокзал, а не сельский, идут вяло.

Диспетчер, закончив с объявлением о прибытии поезда, тихо жалуется мне на то, что с ужасом ждет зимы: здание холодное. Погнутые фонари и разбитый перрон довершают печальное зрелище - вокзал хочется быстрее покинуть и уезжающим, и провожающим.

                                                                            ***

Представитель управляющей компании Vostok Trade Pro Диана МУХАНОВА, назначенная директором вок­зала, в Шымкент приехала впервые. По ее словам, здесь ее шокировали и превращение перрона в зал ожидания, и допотопные деревянные настилы для перехода путей, и столпотворение у касс, словно электронной продажи билетов в стране вовсе не существует.

- У нашей компании довольно большой опыт управления авто- и железнодорожным вокзалами, - заявила Диана Муханова. - С 2006 года мы работаем в Павлодаре. Опираясь на этот опыт, решили заявить о себе в Шымкенте. Здесь другой масштаб. Для нас это отличная возможность показать свой потенциал, создать себе репутацию.

По ее словам, в ближайшие три года в шымкентский железно­дорожный терминал будет вложено около 530 миллионов тенге, на которые будут проведены масштабная реконструкция и строительство двух пристроек к зданию с правой и левой стороны. Планы - как свет в конце тоннеля. Но есть одно “но”. Новый директор вокзала оставила свой глубокий информационный след в сфере пассажирских перевозок...

Диана Муханова ранее работала в павлодарском управлении транспорта и автомобильных дорог. Павлодарцы при ней потеряли сразу несколько востребованных до этого междугородных маршрутов. И сегодня это весь итог “довольно большого опыта управления авто- и железнодорожным вокзалами”, которым козыряет представитель компании, решившей показать себя в Шымкенте.

                                                                       ***

ТОО “Vostok Trade Pro” появилось в Павлодаре в 2018 году. Как раз тогда (вот же совпадение!), когда в стране все функции по проведению тендеров на перевозки внутри республики из Министерства индустрии и инфраструктурного развития впервые передали в ведение региональных управлений транспорта и автомобильных дорог.

Посыл был хороший. Предполагалось, что эта мера позволит улучшить качество оказываемых межобластных транспортных услуг, ведь на местах предпочтения пассажиров мониторить легче, чем из столичных кабинетов.

Примерно в это же время областное управление финансов зачем-то создает государственный автовокзал, передав ему часть первого этажа железнодорожного вокзала. Здесь стоит пояснить, что все два этажа павлодарского железно­дорожного вокзала находятся на балансе городского акимата. Но вторым этажом, как и перронами, заведует ТОО “Павлодарвокзалсервис” с оперативным управлением в Астане, поскольку его деятельность связана с отправлением поездов.

Что касается первого этажа, то до его разделения на два вокзала там тоже находились железно­дорожные кассы. Но потом их сдвинули в левую часть, а в правой прописали государственный автовокзал.

                                                                           ***

Павлодарцы стали гадать, зачем их небольшому городу вторая межобластная автобусная гавань, да еще и расположенная в бывших служебных помещениях железнодорожного вокзала, тогда как рядом есть вместительный автовокзал с комфортными и, самое главное, теплыми залами ожидания внутри. А тут на горизонте появился Vostok Trade Pro.

Только что созданный государственный вокзал почти сразу передают в доверительное управление. Надо ли говорить, какая компания выиграла тендер, хотя на момент конкурса ей было пару месяцев от роду.

Помещения государственного вокзала были оценены в 311 миллионов тенге, которые победитель должен был выплатить равными частями в течение пяти лет. Но у нас есть информация из достоверных источников, что компания за все время своего управления (а пять лет заканчиваются в ноябре этого года) так и не рассчиталась с государством. При желании компетентные органы легко могут это проверить.

                                                                         ***

Дальше еще интереснее! Получив право самому определять перевозчиков, управление транс­порта и автомобильных дорог в том же, 2018 году разыграло сразу 10 маршрутных графиков на Экибастуз, Караганду и Усть-Каменогорск из Павлодара. При этом к участию в тендерах не допустили крупных перевозчиков, неизменных победителей министерских конкурсов, имеющих не один десяток комфортабельных автобусов, предназначенных именно для дальнего следования. Зато дали зеленый свет всем мелким фирмам, не имеющим ни необходимого количества машин, ни водителей, ни опыта. На всех было около 10 машин. И с этими десятью транспортными средствами мелкие перевозчики выиграли все тендеры!

Хитрую схему корреспонденту “Времени” еще тогда раскрыл президент Ассоциации автовокзалов, автостанций грузовых и пассажирских перевозчиков Павлодарской области Кайрат МУСИН (см. “Распределяй и властвуй!”, “Время” от 6.11.2019 г.). Если вкратце, то одна и та же машина несколько раз переоформляется на разные ТОО. Естественно, при перерегистрации изменяется ее государственный регистрационный номер, и на следующий конкурс машина выставляется уже с новыми госномерами. Получалось, что один и тот же автобус мог одномоментно обслуживать и Аксу, и Экибастуз, и Астану. Каким образом? Вопрос к управлению транс­порта и автомобильных дорог.

А там на тот момент сидела в заместителях Диана Муханова. А ей задавать подобные вопросы было делом бессмысленным, потому как она сама денно и нощно, не жалея ни сил, ни времени, охотилась за пассажирами, посмевшими сесть не в тот автобус. Не “тот” - это с кондиционером, с багажным отделением, вместительный, с двумя водителями-сменщиками, как это и положено по технике безопасности, но не выигравший тендер в Павлодаре. “Правильными” же автобусами были как раз те, которые принадлежали мелким фирмам, мухлюющим с количественным составом своего автопарка. Но объединяло их не только это. Все эти мелкие перевозчики обслуживались на вокзале, находящемся в доверительном управлении ТОО “Vostok Trade Pro”.

Павлодарцы, привыкшие к комфорту в дальней дороге и довольно демократическим ценам, упорно не желали уезжать от государственного вокзала и не признавали навязанных им управлением транспорта перевозчиков.

А чиновники, точнее, одна из них, так же упорно не хотели сдаваться. Диана Муханова с помощью полицейских, которые никак не могли взять в толк, какого лешего они гоняются по дорогам области за автобусами с законопослушными пассажирами, задерживала их то на трассе Семей - Павлодар, то на КПП “Рубеж”, то на выезде с частного вокзала, заставляя пересаживаться из одной машины в другую.

                                                                     ***

Итог всего этого весьма печален. Если раньше в Экибастуз выполнялось 25 рейсов в день, не давая никаких шансов таксистам, заламывающим цену, то с приходом официальных победителей тендеров их количество сократилось до семи. В Караганду автобусы стали ходить дважды в день вместо привычных четырех.

Сейчас же автобусами из Павлодара можно добраться только в Аксу и Новосибирск. На остальные направления, как заявляют перевозчики-официалы (практически все тендеры на осуществление внегородских перевозок разыгрывались на пять лет), якобы нет спроса.

Вот в такие надежные руки шымкентским властям удалось пристроить вокзал.

Алиса МАСАЛЁВА, Ирина ВОЛКОВА, Шымкент, Павлодар

Поделиться
Класснуть