3039

Распределяй и властвуй

Как перераспределение полномочий между центром и регионами привело к войнам перевозчиков

Распределяй и властвуй
После неудачной схватки за пассажиров на вокзале “боевые” действия перенесли на трассу.

В Павлодаре резко сократилось число желающих ездить за пределы области “официальными” автобусами. Настолько резко, что организатор перевозок - управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог области, подключив местную полицейскую службу и транспортную инспекцию, рыщет по загородным трассам и выискивает там для “своих” перевозчиков пассажиров. Корреспонденту газеты “Время” удалось выяснить причину борьбы за “человеческий капитал”.

Наша газета уже писала про скандал, который разгорелся поздно вечером на привокзальной площади Павлодара, где был блокирован междугородный автобус, а вместе с ним случайно и шесть трамваев (см. “Разводящая из акимата”, “Время” от 29.10.2019 г.).

Напомним, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Диана МУХАНОВА пыталась заставить 31 пассажира, купившего билеты на автобус Павлодар - Караганда, который совершал рейс по договору с карагандинским автопарком №3, пересесть в “правильный” автобус, выигравший тендер в Павлодаре. 

Как выяснилось теперь, это была уже не первая схватка за пассажиров. Но то было на трассе, где людям, выехавшим в Семей, просто некуда было деваться. А возле вокзала после полуторачасового блокирования “неправильного” автобуса, остановленного прямо на трамвайных путях, возмутилось трамвайное управление. Пришлось отпускать заложников.

Лиха беда начало

Кстати, следующий “неправильный” автобус, шедший поздно вечером в Караганду, Муханова останавливала за городом. На КПП “Рубеж” вместе с чиновницей его ждали люди в погонах и транспорт “правильного” перевозчика. Что говорили пассажиры, почти два часа сидевшие в ожидании, пока у перевозчика проверят все документы, а потом пересевшие в автобус, на который они не покупали билеты, мы здесь воспроизводить не рискнем. Полицейские же, которые к тому моменту уже подзапарились выполнять “спец­операции” Дианы Мухановой, втихаря чертыхались и недоумевали, почему бы просто не запретить продажу билетов на автобусы-конкуренты, раз у управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог к ним какие-то претензии, чем заставлять стражей порядка гоняться за ними по дорогам области.

Диана Муханова, которой мы пытались задать тот же вопрос, бегала от журналистов вокруг КПП и пряталась в полицейской будке. Хотя и так понятно: если запретить продавать билеты на автобус, на котором люди хотят ездить, где потом брать пассажиров для автобуса, на котором ездить не хотят, а управлению хочется?

Из-за чего сыр-бор?

Раньше все конкурсы на международные и межобластные перевозки разыгрывало Министерство транспорта (сейчас индустрии и инфраструктурного развития). Все соискатели собирали необходимые документы, сдавали в министерство, и там определяли самых подходящих перевозчиков. Среди павлодарских победителей обычно признавались фирмы, предоставляющие лучшие условия перевозок и имеющие в собственности несколько десятков комфортабельных автобусов. Обслуживались они на частном автовокзале, первым в стране внед­рившем систему продажи проездных билетов в режиме онлайн, обратную продажу билетов с автовокзалов Казахстана и Российской Федерации и систему контроля за передвижением автобусов по всем маршрутам.

Затем было решено, что тендеры на перевозки внутри республики будут проводиться местными уполномоченными органами. Управление транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области в прошлом году впервые разыграло десять графиков по маршруту Павлодар - Экибастуз, четыре графика Павлодар - Караганда, три - Павлодар - Усть-Каменогорск. Так вот, перевозчиков, с которыми работало министерство, к этим тендерам… просто не допустили. Победителями были объявлены мелкие фирмы, имеющие очень ограниченный автопарк. К примеру, у перевозчика, для которого управление сейчас по всей трассе собирает пассажиров, всего три автобуса в собственности, о чем он и сообщил в интервью журналистам.

Победа любой ценой

Для того чтобы хоть как-то соответствовать критериям, перевозчики во время проведения тендеров изощрялись как могли.

- К примеру, согласно свидетельству под номером ПД000093 победителем конкурса от 20 июня прошлого года по маршруту Павлодар - Астана становится ТОО “МежгорТранс-ПВ”, выставившее принадлежащий ему автобус с гос­номером 649АЕ14. Вслед за этим 20 августа автобус под номером 649АЕ14 переоформляется на ТОО “Зейін” и получает госномер 054АП14. 7 сентября ТОО “Зейін” выставляет автобус с госномером 054АП14 для участия в конкурсе по маршруту Павлодар - Экибастуз и согласно свидетельству под номером ПД000182 тоже побеждает, - рассказал “Времени” президент Ассоциации автовокзалов, автостанций грузовых и пассажирских автоперевозчиков Павлодарской области Кайрат МУСИН.

Между тем и тот и другой конкурсы разыгрывались на пять лет.

Неконкурентная среда

Все победители конкурсов обслуживаются только с автовокзала ТОО “Сапаржай - Павлодар”, зачем-то созданного управлением финансов области и переданного частной компании в доверительное управление. Этот автовокзал расположен в здании железнодорожного вокзала, из имущества - несколько касс и посадочная платформа. И это при том, что в десятках метров от ж/д вокзала расположен давно действующий специализированный автовокзал!

В итоге вместо десяти рейсов в день в Экибастуз перевозчики, выигравшие тендер, сейчас выполняют восемь, из четырех рейсов в Караганду - два, из трех в Усть-Каменогорск - тоже два. На остальные рейсы, заявляют они, нет спроса. А до прошлого года был. Возможно, причина в том, что, не имея достаточного количества своих автобусов, перевозчики привлекают арендованные, не всегда комфортные и исправные, которые ломаются на трассе?

Цифровая экономика

На сколько пассажиропоток у официальных перевозчиков упал в абсолютных цифрах, мы узнать не смогли: в Павлодаре эту информацию не предоставляют. Зато есть цифры, которыми по запросу нашей газеты согласились поделиться в Караганде.

По данным карагандинского автовокзала ТОО “Сапар”, в 2017 году они продали 16 788 билетов на автобусы павлодарского официального перевозчика, с января по октябрь 2018-го - 14 769. С октября 2018 года, когда в результате тендера на маршрут пришел новый перевозчик, продано всего 6418 билетов. То есть спрос внезапно упал в два с половиной раза!

Хорошо хоть международные автобусные маршруты по-прежнему разыгрывает министерство, у которого свои критерии отбора перевозчиков. А то представляем, как вице-министр стоял бы у приграничного поста на выезде из страны и ловил пассажиров международных рейсов, чтобы пересадить их на “любимые” автобусы.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Вместо P.S. В этой истории остались непонятные моменты. Например, зачем Павлодарскому облуправлению финансов понадобилось создавать новый государственный автовокзал при успешно действующем старом, но частном? Также непонятно, почему практически сразу после создания государственный вокзал передается в управление частной компании и почему одновременно с этим у перевозчиков в разы падает выручка. На­деемся, что на месте попытаются найти ответы на все эти “почему”. Но есть и вопросы “неместного значения”. Мы понимаем логику правительства, отказавшегося от проведения конкурсов на обслуживание межобластных автобусных маршрутов. Наверное, в регионах лучше знают о предпочтениях пассажиров. Но в столице не учли, что в регионах на первое место вышли интересы не потребителей услуг, а поставщиков этих услуг. Более того, теперь каждая область проводит свои конкурсы на одни и те же маршруты с собственными предпочтениями. Так, параллельно рейсам Павлодар - Караганда ожидаемо появились рейсы Караганда - Павлодар, разыгранные на конкурсах в разных областях. И теперь в каждом регионе есть свои “правильные” и “неправильные” перевозчики, а страдают люди, которым просто нужно из пункта А добраться без происшествий в пункт B.

Поделиться
Класснуть