2276

В ожидании чуда

16 заявлений о том, чтобы отдать ребенка на временное пребывание в алматинском “Доме надежды”, лежат на столе у его директора. Около 40 детей, некоторые совсем еще крошки, находятся здесь сейчас. Это не приют, не детский дом. И дети тут не навсегда - по правилам до семи лет. Можно забрать и раньше, когда родители решат житейские проблемы.

В ожидании чуда

Общественники Алматы бьют тревогу: страшная тенденция сейчас наблюдается в городе - все больше матерей стремятся сдать своих детей в интернаты. Причиной указывают финансовые трудности. Но опытный глаз волонтеров иногда угадывает подвох: мамаши с маникюром и наращенными рес­ницами избавляются от детей на время. Хотят устроить личную жизнь.

Несколькими неделями ранее и вовсе произошла вопиющая история. Многодетная мать, руководитель районного центра “Бакытты отбасы” Акмарал БАСИРОВА рассказала о том, что женщина пыталась утопить своих малолетних детей в озере Сайран. Сделать это она хотела из мести мужу и из-за финансовых трудностей. Помешали случиться страшному спасатели. Не подоспей они вовремя - оборвались бы сразу три жизни. С горе-мамашей провели беседу. Но самое страшное в этой истории то, что через несколько дней она, ее супруг и дети просто исчезли из города, отключив мобильные телефоны.

Насколько часто казахстанцам нужна помощь в воспитании детей? Кто и как воспитывает маленьких соотечественников, пока их родители пытаются вылезти из долговой ямы, найти работу и жилье? Куда можно обратиться за помощью, если совсем край? Об этом наши корреспонденты узнали, побывав в алматинском “Доме надежды”.

Адрес этого коммунального учреждения есть в 2GIS. Но люди, попавшие в беду, находят его и без приложения. Правда, прийти и просто так оставить здесь ребенка нельзя. Во-первых, для того чтобы отправить детей в это учреж­дение, у родителей должна быть регистрация, проще говоря - прописка в Алматы. Это, конечно, осложняет задачу некоторым ­семьям, попавшим в затруднительное положение.

Есть четкий алгоритм распределения: заявление от родителей или опекунов должно пройти разные инстанции - от районных органов опеки и попечительства до городских. Специальная комиссия побывает дома у семьи. Постараются узнать даже о родственниках ребенка, почему они не могут подставить семье твердое плечо, почему не поддерживают родную кровинку. Но заседание попечительского совета Алматы состоится только тогда, когда таких заявлений наберется больше десяти.

- Изначально наш проект задумывался как способ поддержки студенток, иногородних женщин, у которых появились дети, но не сложилась семья. Чтобы дети не разлучались с матерью, - объяс­няет директор алматинского “Дома надежды” Жулдыз МЕНЛИБЕКОВА. - Но сегодня мы принимаем детей и из полных семей, и от вдовцов, и от отцов-одиночек. Бывает, что женщина умерла при родах, а родственники не могут помочь мужчине в воспитании детей. А ведь ему нужно кормить семью и чтобы дети при этом были в безопасности. Разве плохо, что в этой ситуации он может обратиться за помощью к нам?

Нередки и ситуации, когда матери бросают семью, детей. Сразу три девочки из такой семьи сейчас живут здесь. Отец - человек очень порядочный, трудолюбивый, целе­устремленный. Детей навещает постоянно. Хотел в конце августа забрать дочек - старшей пора в школу. Я пыталась его убедить пока не забирать: кто же будет смотреть за младшей дочкой, когда старшая в школе?.. Он уверял, что сестра приглядит за девочками. Через месяц снова звонит: “Помогите! Я с сестрой поссорился. Дети без присмотра”. А чем я помогу? Надо по новой писать заявление, собирать попечительский совет. На это нужно время, а у меня душа болит за детей.

Дом этот похож на добротный детский сад - всюду развлечения для ребят, игрушки, рисунки на стенах и солнце в больших окнах. Жулдыз Менлибекова рассказывает сначала официально-выверенно о спальнях, питании, режиме, хвалится прекрасными комнатами для развития ребенка, шикарным бассейном. Подчеркивает, что проект этот для Казахстана уникальный и работает почти тридцать лет. А потом замирает и говорит от сердца:

- Я бы уже сегодня отдала всех малышей их родителям. Конечно, создать такие условия, как здесь, сможет не каждый. Столько времени уделять развитию ребенка даже в благополучной семье не всегда получается. Но им, детям, всегда лучше дома, с мамой и папой!..

Мы говорим шепотом - тихий час. На цыпочках проходим в спальни малышей. Сонные макушки, как цветы, пахнут уютом. И домом. Вот по этим моментам больше всего скучают мамы тех ребятишек, которые пока живут здесь. Когда приходят навестить - не могут надышаться.

- Мама этого малыша учится в магистратуре. Она плакала навзрыд, оставляя малыша, - незаметно, одними глазами указывает директор на мальчика. - Бабушка и дедушка не хотят видеть ни внука, ни дочь. У них свой взгляд на традиции. А девчонка - молодец, после расставания с мужем продолжила учебу, стремится получить диплом, устроиться и забрать ребенка. Сюда она приходит каждый день.

Несколько раз в день приходят сюда и мамы грудничков. Их в ясельной группе сейчас четверо. Младенчиков, конечно, кормят искусственно. Но хотя бы на первых порах недельному крошке без материнского молока не обойтись. Новоиспеченных мам просят приходить и чаще - здоровее будет малыш.

- Но они же и сами еще дети, - сказав это, Жулдыз Менлибекова замолкает.

Мама десятимесячной Хатиры (имена героев изменены) принесла ее сюда двадцатидневной крошкой. Она не студентка, не обманутая соблазнителем наивная молодка. У них с мужем было двое детей и жизнь, как у всех. Муж поехал на заработки за границу. Там попал в аварию и погиб. Мать Хатиры, нося ее под сердцем, долго не решалась даже подумать о том, чтобы расстаться с малышкой. Но…

Для родителей в общении с детьми вообще нет препятствий - навещать ребенка они могут хоть каждый день, но с оглядкой на часы отдыха. Нельзя только забирать малышей на выходные или выводить за территорию погулять, ведь новое расставание станет новым стрессом.

- Каждый день у нас родители бывают. Могут свободно зайти в спальни, комнаты для игр. Позаниматься с детьми, поговорить. Но, когда узнали, что к нам едут журналисты, попросили перенести ваш визит на то время, когда никого не будет, - признается директор “Дома надежды”. - Я настаиваю, чтобы они вникали и участвовали в жизни своих детей. Иначе ребенок будет чужим и для них, и для меня.

Обижаются ли дети на родителей? Безусловно. Родители, приходя сюда, обязуются детей навещать. Если мамы-папы редко навещают (такое хоть редко, но случается, и тогда родителей ищут с помощью полиции), то дети забывают их лица, не узнают, не идут на руки. Тогда плачут все: дети, родители, воспитатели. Им эти малыши тоже родные.

- В карантин мы все жили здесь, пожертвовав своими семьями. А что делать? - улыбается Жулдыз.

Здесь родителей не осуждают. Очень стараются не осуждать, ведь смысл существования этого дома в сохранении семьи. Случаи бывают разные. Никто не застрахован от сложной ситуации. Но выкарабкаться из нее, сохранить семью, вернуть детей и жить ­семьей удается не всем.

Поразительно, но дети быст­ро принимают взрослые правила игры - пока родители зарабатывают, они просто растут. Временный дом становится уровнем, который нужно пройти, чтобы получить главный приз. Велосипед, например. И разумеется, семью.

- Мама заработает много денег, купит дом и заберет меня домой, - уверяет нас 5-летняя Арина.

Пока взрослые решают свои проблемы, с детьми этот вопрос прорабатывают психологи. Любимое место для душевных разговоров - затемненная релакс-комната. Ее в свое время подарили “Дому надежды” спонсоры. Расстарались: здесь и бассейн с шариками, и столы для рисования песком, и проектор, который рассыпает по потолку и стенам звезды и планеты. Для ребенка, у которого его семья - целая Вселенная, очень важно не зависнуть вот так, в невесомости.

- Я самый многодетный отец в Алматы, - смеется здешний преподаватель физкультуры Тимур МУРАТ.

Ему всего 22 года, но ко всем воспитанникам он относится с отеческой теплотой.

Игры, уроки, занятия творчеством - это “королевство” музработника и хореографа Даны ОСПАНОВОЙ. Здешние детки час­то побеждают в городских и республиканских конкурсах. Только в этом году весело съездили в столицу на выступление. Себя показали и город посмотрели.

- Пятерых ребят в конце лета забрали родители - им пришло время идти в школу, - рассказывает Жулдыз Менлибекова. - Так наши дети стали отличниками: знают буквы, счет. К школе готовы. Нам звонят и говорят: в школе им иногда даже скучно бывает, они опережают сверстников.

К сожалению, хеппи-эндов на всех не хватает. Жулдыз Менлибекова с болью в голосе рассказывает историю одной семьи. После того как родители развелись, сразу пятеро их детей попали сюда. Пока мама пыталась устроиться в новых обстоятельствах, ей встретился другой мужчина.

- “Я имею право быть счастливой”, - сказала мне она, сообщив, что ждет шестого ребенка и забирает всех детей в новую семью. Была так уверена в новом избраннике. Но, родив ребенка, снова осталась одна с детьми. Где она теперь, что с ней - не знаю, - мрачнеет наша собеседница.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть