5273

Перестраховались

Кто виновен в том, что серый ввоз автомобилей стал серьёзной проблемой для страны?

Перестраховались

Письмо Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о запрете страхования 100 тысяч автомобилей с иностранной пропиской, отправленное 5 сентября в страховые компании, вызвало переполох среди автовладельцев и в полицейском ведомстве. Причина - требование агентства “исключить страхование 12 тысяч транспортных средств, зарегис­трированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, застрахованных гражданами Казахстана, и 88 тысяч транспортных средств, которые не состоят на учете в России и не зарегистрированы в Казахстане…”. Кроме того, полицейским было предписано с 18 сентября штрафовать владельцев этих авто с водворением транспорта на спецстоянки.

Первый вывод: казахстанские чиновники нашли все-таки рычаг воздействия на владельцев авто с указанной выше регистрацией. По нашему законодательству управлять незастрахованным автомобилем действительно запрещено: штраф 30 630 тенге и водворение на специализированную стоянку до устранения нарушения (ст. 230 Кодекса об административных правонарушениях).

Страховщикам прямым текстом запретили заключать договоры с казахстанцами, владеющими “неправильными” ав­­то­мобилями. Законность своих требований чиновники агентства обосновали статьей 347 Кодекса “О таможенном регулировании”: допускается временный ввоз автомобилей в Казахстан иностранцами из государств, не входящих в ЕАЭС, на срок не более одного года. При этом запрещено передавать такие машины в управление и владение гражданам ЕАЭС без растаможки и уплаты всех налогов.

Вкратце напомним: ввозить в нашу страну автомобили иностранцы могли, оформив на таможенном посту временный ввоз, но передавать машины казах­станцам, в том числе продавать по страховке, запрещено. Разрешалось ездить с иностранной регистрацией только после оплаты таможенной пошлины, утилизационного сбора и оплаты за первичную регистрацию, которая возвращалась после вывоза машины из Казахстана через год эксплуатации.

Помимо этого в Гражданском кодексе указано: “Не подлежат страхованию противоправные имущественные интересы страхователя. Договоры страхования, объектом которых выступают противоправные имущественные интересы страхователя либо в которых отсутствует объект страхования, являются ничтожными”. К слову, действующие страховые полисы имеют силу до даты, указанной в полисе, но если автомобиль ввезен в Казахстан пару месяцев назад, то вряд ли страховые компании решатся оформить новую страховку - такие действия чреваты для них лишением лицензии и солидным штрафом до 1000 МРП.

Ситуация с 88 тысячами российских машин, снятых там с учета, но не зарегистрированных ни в одном государстве, еще сложнее для их нынешних хозяев.

Судя по всему, владельцам автомобилей, попавших под запрет, остается только узаконить свои машины либо вывезти их обратно. На худой конец продать на запчасти. Иначе штрафы и спецстоянки. Но в таком случае появляются серьезные проблемы: штрафы нарушителям выпишут - а где взять столько специализированных стоянок, чтобы разместить на них 100 тысяч автомобилей?! Ведь тех же страховщиков предупредили: с 18 сентября полицейские начнут через суды лишать водительских прав за езду на незаконных авто.

Запрет не касается автомобилей с действующей российской пропис­кой, управляемых казахстанцами. На таких машинах можно свободно ездить по стране, оформив страховку, и раз в год вывозить авто из Казахстана на месяц.

В прошлую пятницу после нашего звонка в МВД руководители некоторых подраз­делений сначала пытались переложить ответственность за “непримиримую борьбу” друг на друга. При этом 28 августа 2022 года именно МВД направило письмо №05-8-90/1-14618 в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, в котором представило список всех 100 тысяч автомобилей, не подлежащих обязательному страхованию.

Ситуация складывалась непростая. Столько лет не замечали проблему и вдруг решили обострить обстановку своим запретом и запланированными массовыми рейдами по отлову владельцев 100 тысяч автомобилей - как минимум вызвать очередные массовые протестные настроения. Сложно представить последствия, если бы 100 тысяч автовладельцев и члены их семей разом вышли бы на улицы, - в таком случае могут полететь не только погоны с большими звез­дами…

Позже наш источник в правоохранительном органе сообщил: агентство обяжут отозвать свое письмо с просьбой оставить его без рассмот­рения. Утром 17 сентября в МВД прокомментировали сложившуюся ситуацию.

- Глава государства поставил задачу провести легализацию иностранных автомобилей, ввезенных в Казахстан до 1 сентября этого года, - сообщил зампредседателя комитета административной полиции (КАП) МВД Серик ТУСУПОВ. - Разработаны поправки в Экологический и Налоговый кодексы - теперь граж­дане будут оплачивать только сбор за первичную регистрацию автомобиля в размере 200-250 тысяч тенге. Утилизационный сбор при легализации платить уже не нужно.

Серик ТУСУПОВ.

По словам полковника полиции Тусупова, поправки вступят в силу с января следующего года, в это же время начнется и процедура легализации. В МВД уже собрали данные автомобилей, ввезенных в нашу страну до 1 сентября. Приг­нанные после этой даты под легализацию не попадут, будут регистрироваться в автоЦОНах на общих основаниях.

- Вместе с другими госорганами наши специалисты разрабатывают способы максимально простой и понятной процедуры легализации. Речь о возможности подачи онлайн-заявления, будет организована работа контакт-центров полицейских под­разделений. Зарегистрированному автотранспорту выдадут обычные белые госномера без каких-либо ограничений. Владельцы автомобилей, не являющихся товаром Евразийского экономического союза, должны будут оплатить таможенные пошлины - для этого Министерство финансов вырабатывает приемлемые для граждан механизмы таможенного декларирования. Требований по возрасту и экологическому классу авто тоже не будет. По остальным требованиям сейчас принимается решение с учетом национального и международного законодательства. После принятия всех условий проведения легализации правительство примет соответствующее постановление, - уверяет Серик Тусупов.

В МВД особо отметили: под легализацию не попадут криминальные (угнанные, с перебитым VIN-кодом и т. д.) и нерастаможенные автомобили. Самое важное: учитывая даже введенные усиления ответственности по отдельным видам нарушений ПДД, никаких специальных рейдовых мероприятий по автомобилям с иностранной пропиской проводиться не будет, заверили нас в полицейском ведомстве.

- Что касается информации, распространяемой в социальных сетях, по вопросам страхования либо наказания автовладельцев, она некорректная - просим граж­дан доверять только официальной информации госорганов. Сейчас приоритетная задача правительства - исполнение поручения президента страны по легализации автомобилей. Полицейские в своей работе будут ориентированы на проведение разъяснительной работы о необходимости легализации, - резюмировал Серик Тусупов.

Действительно, никаких рейдов после 18 сентября в стране не наблюдалось, штрафстоянки полупустые. Владельцам автомобилей, подпадающих под запрет страхования и эксплуатации, дали время до января следующего года легализовать транспорт, вывезти его обратно в страну прописки, продать на запчасти и т. д. В общем, чиновники в очередной раз перестраховались…

Проблему с машинами мутного происхождения годами создавали отдельные сотрудники полицейского ведомства и таможни, закрывая глаза на незаконный ввоз. Так считает экс-глава дорожной полиции МВД Казах­стана Омирзак ТУСУМОВ.

Омирзак ТУСУМОВ.

- В свое время не были приняты действенные меры по запрету ввоза таких автомобилей в Казахстан - сотрудники полиции и таможни должны были рубить это дело на корню, - считает полковник полиции Тусумов. - Еще одна причина - незнание гражданами законов, хотя возможны и умышленные действия: пользуясь, скажем так, бездействием отдельных сотрудников, завоз приобрел массовый характер. Не имея на руках достоверных фактов, не могу говорить о коррупции, хотя допускаю, что речь может идти о мощном лобби. Что касается наказания, если в законе прописано, что за управление не зарегистрированным в установленном порядке транс­портом предусмотрено лишение прав, не легализованные в срок автомобили должны водворяться на специальные стоянки, то нужно было сразу выполнять требование закона. В этом случае действия полицейских были бы правомерны.

Время вспомнить

Осенью 2019 года в Южном Казахстане приговорили к различным срокам членов ОПГ - 26 офицеров полиции и 12 помогаек. Они занимались контрабандой автомобилей, незаконной выдачей водительских прав и оформлением техпаспортов, легализацией имущества, добытого преступным путем, служебным подлогом, многократно давали и получали взятки. Сумма ущерба составила около двух миллиардов тенге. 600 левых автомобилей были оформлены в тогдашнем РЭО ДВД Южного Казахстана. Их владельцы получили техпаспорта с регистрацией в Алматинской, Кызылординской, Жамбылской, Мангистауской областях и даже в некоторых регионах Российской Федерации! По данным следствия, казна недополучила почти пять (!) миллиардов тенге. Кстати, примерно такую же сумму бюджет получил от легальной торговли госномерами за последние несколько лет.

Минувшим летом уже в Жана Казахстане налоговики выявили в неразделенной еще Алматинской области 450 фактов выдачи госномеров повышенного спроса без уплаты государственной пошлины. В бюджет не поступило 135,7 миллиона тенге. Кроме того, установлено 2329 фактов первичной регистрации транспорта без уплаты сбора на общую сумму 13,5 миллиарда тенге. Серые схемы незаконного обогащения некоторых полицейских чиновников успешно работали десятилетиями…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть