2116

Тише едешь - целей будешь

После волны возмущений в Алматы изменили правила передвижения электросамокатов: ограничили их скорость, запретили ездить в пешеходных и парковых зонах. Получится ли соб­людать новые правила тем, кто теперь жалуется на отсутствие инфраструктуры?

Тише едешь -  целей будешь

Службы аренды самокатов начали работать в Алматы с 2018 года. Сейчас на рынке действуют четыре компании, которые предоставляют в аренду 15 тысяч электросамокатов. По их подсчетам, в городе ежедневно совершается 100 тысяч поездок.

Однако с развитием этого вида транспорта появились и новые проблемы. В акимат стали поступать многочисленные жалобы жителей города на нерегулируемое движение электросамокатов: мол, они ездят на высокой скорости, сбивают людей. Недовольны алматинцы и хаотичной парковкой двухколесных: электросамокаты оставляют порой посреди тротуа­ров, во дворах или на проезжей части.

До сих пор нет конкретных правил использования этих транс­портных средств, разве что правила аренды. Поэтому акимат и компании заключили меморандум по обеспечению безопасности участников дорожного движения в Алматы. Согласно документу, в уже имеющиеся правила аренды самокатов внесут изменения. Они вступят в силу 15 августа.

Фото с сайта tengrinews.kz

Теперь, согласно новым правилам аренды, скорость электросамокатов ограничат до 25 км/ч. Ужесточат возрастные требования: арендовать их смогут только лица старше 16 лет. Запрещена и езда вдвоем - самокат предназначен только для одного человека.

- Операторы будут следить за тем, чтобы электросамокаты не находились в непосредственной близости у входов в метро, возле общественных зданий, на газонах, проезжей и пешеходной части. В городе создадут и специальные парковки. До конца следующего года в Алматы планируется обустроить 3000 парковочных мест, - сообщил заместитель руководителя управления городской мобильности Алматы Сымбат МЫРЗАГУЛОВ.

Чего еще ждать жителям города? На электросамокатах нельзя будет ездить по пешеходным улицам, в парках, скверах и в тех местах, где проводятся массовые мероприятия. Но не везде же есть велодорожки. А что делает акимат для развития соответствующей инфраструктуры? Разработана ли стратегия развития подобного транс­порта? На каких улицах ожидать новых велодорожек? На этот вопрос в акимате толком ответить не смогли. Разве что привычное неконкретное “работа в этом направлении ведется”.

Где все-таки должен ездить бесшумный двухколесный транспорт - по проезжей части или по тротуару? С этим вопросом мы обратились к представителям компаний, предоставляющих самокаты в аренду.

- Ранее самокат не был определен как вид транспорта, потому не было и правил. Но в начале июля вместе с департаментом стандартизации мы разработали стандарт для электросамокатов. Он уже принят, - поясняет директор ТОО “Jet Sharing” Мейрамбек АБЕЛКАСОВ. - В новом стандарте дали толкование самому понятию “электросамокаты”. Думаю, следующим шагом будет внедрение для них четких правил.

Кстати, в стандарте электросамокаты - это “электрические транс­портные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя, не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час”.

По словам представителей компании по аренде самокатов, они неоднократно выступали с инициативой, что нужно разделить электросамокаты по скорости. То есть технику, которая движется до 25 км в час, приравнять к велосипедам, тогда им разрешат законно ездить по тротуарам и велодорожкам. А те самокаты, которые разгоняются более 25 км в час, приравнять к мопедам и запретить ездить даже по велодорожкам. А значит, им придется передвигаться только по проезжей части. Но пока это только предложения.

Кто же будет контролировать ограничение скорости до 25 км в правилах, которые уже приняли? А если самокатчик все-таки заедет в пешеходную зону? Неужто это все останется на его совести?

- В зонах большого пешего трафика мы ограничиваем скорость даже до 15 километров в час. Все это делается не самостоятельно пользователем самоката, а через наше программное обеспечение, - пояснил Абелкасов. - Через него мы сможем закрыть доступ в парки. Для самокатчиков уже нет доступа в парк Первого президента. На очереди - центральный и парк 28 гвардейцев-панфиловцев. На двух пешеходных зонах в центре города - улицах Панфилова и Жибек жолы - мы будем ограничивать скорость, до 5-8 километров в час.

А как будут решать проблему с самокатами, беспорядочно разбросанными по городу? Представитель другой компании по аренде самокатов - директор ТОО “Eleven KZ” Максим ЗАИКИН заявил: тех, кто оставляет их вне парковочной зоны, будем штрафовать. А тех, кто будет ставить транспортное средство на место, - поощрять бонусами.

В августе 2019 года общественность города потрясла страшная новость. Адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ тогда сообщил: парень ехал на самокате, ударился в человека, упал с самоката, сломал шею, впал в кому.

- Я много раз писал, что электросамокат не транспортное средство, потому что он неустойчив и небезопасен. У него очень маленькие колеса, и даже столк­новение с человеком может привести к трагедии. Потом, на самокате едут стоя и ноги находятся в неудобном положении, - заявил тогда адвокат. - Электросамокат - это вообще не транспортное средство, а развлекательная игрушка, и ему место на специальных площадках.

Комментарий в тему

Здесь главный - пешеход

Ербол СУЛТАНБАЕВ, эксперт по микромобильному транспорту:

- Несмотря на то что я сам активный пользователь велосипедов и самокатов, я вижу и проблему пешеходов: у них отбирают право на тротуар, лишают чувства безопасности и комфорта! А хаотичная парковка самокатов приводит к снижению и без того невысокой культуры на тротуарах.

Кроме того, отсутствует качественная инфраструктура - велодорожки и велополосы. Это заставляет самокатчиков ездить по тротуарам и создавать не­удобства пешеходам. А существующая инфраструктура очень низкого качества и не обеспечивает безопасность ее пользователям. То есть спрос на инфраструктуру есть, но отсутствует предложение.

Городским властям стоит жестче контролировать компании, предоставляющие самокаты в аренду: при нарушениях - штрафовать или приостанавливать их деятельность. Даже если правила нарушают пользователи, ответственность за них все равно должна нести компания, пусть перевыставляет штрафы им. Тогда будет эффект. Следует исключить для компаний возможность уповать на сознание и культуру пользователей и перекладывать на них всю ответственность. Таков мировой опыт.

Если акимат начнет делать действительно хорошие безопас­ные велодорожки, то проблем с самокатами будет намного меньше. Создание в городе парковок для самокатов - это, конечно же, хорошо. Для пользователей будет немного неудобно, если они привыкли доезжать от двери до двери. Но большая плотность таких парковок в городе может решить и этот вопрос.

И советую всем велосипедистам и тем, кто ездит на самокате, никогда не сигналить пешеходам на тротуаре. Здесь главный - пешеход, а вы лишь гости.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее