Сначала петиция, потом - суд
Столичные жители продолжают отстаивать свое право на бесплатную парковку автомобилей
Платные парковки - тема для астанчан больная. Горожан не устраивает все: цвет разметки (синие полосы плохо видны на асфальте), расположение этих полос (почему платные парковки чуть ли не во дворы забрались?), тарифы на эту услугу.
Еще 15 марта в сети по адресу egov.press появилась петиция “Долой платные парковки!”. Ее автор Ернар ЕРГАЛИЕВ опубликовал текст с призывом к акимату решить проблему, которая ставит горожан “в тупиковое положение”, так как зоной платной парковки стала вся территория, где работают люди. К слову, сейчас сайт egov.press недоступен, но петицию можно отыскать на сайте alash.online.
Поддержавшие петицию пользователи негодовали, что теперь не могут поставить машину бесплатно не только в деловой части города и вдоль основных проспектов, но и вблизи своих же домов. Нарекания вызывала и невозможность постоплаты: заплатить надо сразу же, как припарковал автомобиль, а ведь кто его знает, сколько придется простоять.
Чуть позже Ернар Ергалиев обратился к акиму города Алтаю КУЛЬГИНОВУ на платформе dialog.egov.kz, поставив градоначальника в известность о петиции, набирающей обороты (за две недели с момента публикации ее подписали четыре тысячи человек). И аким даже дал ответ: “Проект платных парковок в столице запущен в строгом соответствии с проектами организации дорожного движения и нормативными правовыми актами Республики Казахстан”. Ничего нового.
И вот на днях журналисты вновь спросили главу столицы о ситуации с платными парковками, попросив пересмотреть принцип их действия и ценовую политику. И если сначала Алтай Кульгинов ответил привычное о важности и нужности проекта, то под конец признал, что проект новый, работа над его совершенствованием продолжается, и если выяснится, что были допущены ошибки, то “платные парковки, которые ставятся там, где не положено, уберем”.
Что касается тарифов, то, по словам Алтая Кульгинова, этот вопрос для него новый, понадобится время, чтобы его обсудить. Но, заверил градоначальник, “самое главное, чтобы был порядок и интересы жителей не ущемлялись”.
Дежа вю какое-то получается. Два года назад акимат так же удивленно разводил руками и убеждал, что о незаконно размещенных паркоматах не в курсе. Не в курсе до такой степени, что даже был суд, признавший деяния ТОО “Парковочное пространство Астаны” нелегальными и постановивший демонтировать конструкции в “неправильных” местах. Только ничего так и не демонтировали, а еще через год от вражды не осталось и следа: парковки не просто закрылись - они расширили свою сеть (см. “Куда ни встань - везде за деньги”, “Время” от 17.2.2022 г.).
А ведь о недовольстве горожан по поводу работы платных парковок знают и в столичном маслихате. На очередной сессии, прошедшей в конце июня, депутат Алмат ДЖУНУСОВ заметил, что платные парковки не решают проблемы нехватки парковочных мест и дорожных пробок. Спорным, по его мнению, является и распределение доходов между государственным и частным партнерами. В итоге депутаты пришли к выводу, что пересмотр договора ГЧП между государственным и частным партнерами вполне допустим.
В этих же числах на совместном заседании постоянных комиссий по обсуждению вопросов очередной сессии депутаты заявили, что не поддержат повышение действующих тарифов на услуги платных парковок (неужели уже и о повышении речь идет?). На заседании огласили цифры: с марта по май общий доход проекта превысил 1 млрд 600 млн тенге, причем практически весь доход - от поступления штрафов.
- Поднял вопрос об альтернативных бесплатных парковках, которые обязательно должны быть наряду с платными. Особое внимание необходимо уделить автовладельцам из категории социально уязвимых. Еще раз напомнил о необходимости усиления информационной работы среди жителей и гостей столицы, а также о пересмотре размеров штрафов, которые сегодня составляют 3 МРП, в сторону уменьшения и об увеличении срока их оплаты, - прокомментировал секретарь столичного маслихата Ерлан КАНАЛИМОВ.
К слову, о спорной ситуации с парковщиками Ерлан Каналимов уже высказывался. В конце 2021 года в интервью одному из YouTube-каналов он подчеркнул, что все парковочные места на придомовых территориях должны устанавливаться исключительно по согласованию с жителями этих домов и в обязательном порядке должна быть альтернатива в виде бесплатных парковок, пусть не 50 на 50, но хотя бы 70 на 30 процентов.
Пока акимат делает реверансы в сторону вопрошающих, ТОО “Парковочное пространство Астаны” продолжает упорно твердить свое: “Проект платных парковок социально значимый. Места для платных парковок устанавливаются местным исполнительным органом. Платных парковок на придомовых территориях нет - зоны обустроены исключительно в границах улично-дорожной сети”.
В то время как алматинцы за шесть лет уже привыкли к платным парковкам, смирились со стоимостью, необходимостью предоплаты, штрафами и лишь требовали перераспределения доходов в пользу городского бюджета, астанчане еще полны гневного энтузиазма. На тропу войны с платными парковками вышел и правозащитник Абильда АБДИКАРИМОВ, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Он подал на ТОО “Парковочное пространство Астаны” в суд. Кроме компании в ответчики истец Абдикаримов призвал премьер-министра и генерального прокурора. Суть иска: ТОО занимается незаконной деятельностью, требуя плату за парковку на бесплатной коммунальной собственности, тем самым нарушая конституционные права астанчан.
Отреагировал на обращение правозащитника сам Чингиз ДОСЫБАЕВ, директор ТОО “Парковочное пространство Астаны”, попросивший судебную коллегию по административным делам отказать истцу в удовлетворении иска, приведя длинный перечень причин, почему Абильда Абдикаримов в корне неправ.
Но тот сдаваться не намерен! Тем более что поддержали его многие. Столичные бизнесмены также подали в суд на городской акимат.
Ольга КЕЦ, фото автора, Нур-Султан