Куда ни встань - везде за деньги
Найти в столице свободное местечко, чтобы притулить своего железного коня, - задачка для асов, у которых “глаз, как у орла”
Астанчане, конечно, выкручиваются: то вторым рядом поставят, то на тротуар заедут. Рискуют - сотрудники ДПС не дремлют. Но какая альтернатива? Кому предъявлять претензии, что в городе, построенном на степных просторах, изначально не предусмотрели места для цивилизованных парковочных зон? А игнорирование норм застройки недобросовестными застройщиками вкупе с отсутствием контроля со стороны уполномоченных госорганов еще больше усугубило ситуацию.
Решить проблему руководство города попыталось в 2018 году - именно тогда на бульваре Нуржол впервые появились сине-белые таблички. Их сакральный смысл до горожан, безмятежно оставлявших до тех пор машины на бульваре, стал доходить постепенно - с получением штрафов за незаконную парковку.
- С какой, позвольте, стати? - возмутилась общественность.
- На основании договора ГЧП и согласно постановлению столичного акимата от 22 июня 2017 года, - вежливо отвечало в комментариях ТОО “Парковочное пространство Астаны” (ППА) в лице руководителя Чингиза ДОСЫБАЕВА, выигравшее акиматовский конкурс и назвавшееся “наилучшим частным партнером, так как проект управления частными парковками реализуется за счет собственных средств”.

Компания, заявившая, что вложила в проект почти 2 млрд собственных средств, взамен стала монополистом на весьма комфортных условиях. Согласно договору с ноября 2018 года по ноябрь 2022-го доход между частным и государственным партнерами распределяется так: 95 на 5 процентов соответственно. Оператор пояснил, что 40 процентов от доходов будут регулярно уходить на закуп новых паркоматов и программного обеспечения, еще столько же - на организацию новых парковочных мест.
В последующие 16 лет, вплоть до 2038-го, соотношение будет 75 на 25, правда, при условии, что “фактически полученные доходы от реализации услуг за предыдущий финансовый год составят не менее 70 процентов от максимально возможного дохода за один финансовый год”.
Вскоре таблички появились вокруг “Байтерека”, облепили Национальную академическую библиотеку. Зашел разговор об организации платных парковочных зон и в Старом городе. Да что там разговор: в спальных районах, возле школ и поликлиник стали появляться паркоматы и знаки. Компания успокаивала: мол, это мы так, испытываем. Что именно - оборудование или людское терпение, не уточнялось. Правда, “испытательным” режим оказался с оговоркой: видя паркомат (кто его разберет, рабочий он или тестовый), законопослушные граждане отдавали ему свои кровные за постой, а бездушная машина молча их принимала.
Cтрасти накалялись, горожане возмущались. ТОО же по-прежнему делало вид, что занимается добрым делом. “Платные парковки способствуют сокращению потоков личного автотранспорта, въезжающего в пределы платной зоны, и стимулированию использования общественного транспорта”, - давили частники главным аргументом.
Тем удивительнее было заявление и. о. руководителя отдела управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Марата ЕСЕРКЕПОВА о том, что паркоматы организации (те самые тестовые по всему городу) не должны работать, так как официального разрешения на них не получали.

- Горожанам не нужно платить за парковку, за исключением бульвара Нуржол. Так как разрешение на работу паркоматов получено не было, средства в городской бюджет не начислялись, а по факту, когда люди платили за самовольно установленные товариществом паркоматы, деньги перечислялись самому товариществу, - огорошил признанием акимат и подал заявление в суд о расторжении договора с товариществом.
Кроме того, управление транспорта направило письмо в столичный департамент госдоходов для принятия соответствующих мер согласно законодательству в отношении ТОО “Парковочное пространство”: деньги ведь, съеденные тестовыми паркоматами, надо людям возвращать, а это не менее 1,5 млн тенге.
Акимат, конечно, молодец - отреагировал на жалобы. Только вот возникает вопрос: а куда городская администрация смотрела до этого? У них же под носом эти паркоматы и стояли!
Товарищество меж тем себя в обиду не дало и объявило, что обманщик вовсе не оно, а госпартнер. Как оказалось, иск в суд “О неисполнении договорных обязательств акиматом г. Нур-Султана” первыми подали сами парковщики еще в августе 2020 года, в то время как акимат покатил бочку на ТОО лишь в ноябре.
Победу акимата весной 2021 года подтвердило решение суда, обязавшего компанию “Парковочное пространство Астаны” демонтировать 133 паркомата в Нур-Султане. Правда, компания делать это не торопилась, в пресс-службе на запрос ответили, что “вышеуказанное решение суда было обжаловано, договорные отношения между ТОО “Парковочное пространство Астаны” и акиматом Нур-Султана остаются в силе. В этой связи вышеуказанные паркоматы не подлежат демонтажу”.

И правда рано радовались. На днях стало известно, что “городские власти утвердили актуальный список платных парковок в Нур-Султане”. Буднично так уведомили, вроде как и не было никакого конфликта.
В пресс-службе ППА информацию подтвердили: предполагается 20-кратное увеличение количества платных парковочных мест - до 10 тысяч, а это 535 земельных участков.
- С 1 марта платные парковки заработают в квадрате проспектов Богенбай батыра - Сарыарка - Республики - набережной реки Ишим, - пояснила Елена МАКЛАКОВА, официальный представитель ТОО “Парковочное пространство Астаны”. - Парковочные карманы уже укомплектованы необходимым оборудованием, установлены дорожные указатели, информационные щиты и паркоматы. Кроме того, все остальные парковочные зоны, нумерация которых начинается с 11, 2, 3 и 4, будут переведены в рабочий режим с администрированием.

На автолюбителей столицы новость свалилась как снег на голову. В комментариях в городских пабликах добрых слов в адрес операторов платных стоянок и акимата (“он в доле”) днем с огнем не сыскать. Но самого оператора это не тревожит.
- Конечно, будут писать. Тот, кто недоволен, всегда найдет время высказаться, потому что им движут злость и обида, - философски высказались в пресс-службе ППА. - Возникает ощущение, что люди действительно против, но это лишь неполная выборка. У нас большое количество мнений и положительных отзывов от жителей.
Верится, если честно, с трудом: еще ни один не привел доводов за. Да и какие тут могут быть бонусы для горожан, если по факту оператор берет по 100 тенге в час за парковку автомобиля на землях общего пользования, причем этот клочок асфальта никоим образом не благоустроен, разве что разметка нанесена. Припарковаться иной раз получается с трудом: машины брюхом скребут о толстый слой льда и о комья грязного снега. То есть в стоимость “аренды” не входит даже уборка?

Звоню, чтобы выяснить этот момент на горячую линию ППА.
- Уважаемые, заехать невозможно по этим буграм! Почему не чистите? - спрашиваю консультанта.
- А мы и не должны чистить, - проворковали мне на том конце провода. - Дороги в зоне ответственности акимата, они и парковочные карманы должны отскребать…
Но, может, это правда мелочи и от платных парковок столице сплошные плюсы, просто мы еще не распробовали?
- Я считаю, что внедрение платных парковок именно в центре столицы, где перегружены проспекты и парковочные карманы, действительно благо: произойдет разгрузка этих зон, адекватно организуется пространство, - высказал свое мнение Артем ПАВЕЛЬЕВ, урбанист, инспектор Нур-Султана и создатель группы “Архитектура Астаны” в Инстаграме. - Но что касается спальных районов, то с такими мерами пока стоит повременить. Там и так острая нехватка парковочных мест, а вынужденная плата за то, что поставил авто возле собственного дома, лишь усугубит ситуацию - парковка станет окончательно стихийной.
Тем не менее специалист не отвергает саму идею в целом: платные парковочные зоны нужны, но внедрять проект следует постепенно, с быстрым реагированием на жалобы и претензии со стороны горожан. Только есть подозрение, что мнение горожан в этом вопросе - самое последнее, что интересует парковочного оператора и акимат.
Ольга КЕЦ, фото автора, Нур-Султан

