2122

В начале славных дел

Акимат Алматы подвел итоги обсуждения плана развития города до 2025 года

В начале славных дел

Глава города Ерболат ДОСАЕВ рассказал общественному совету, что успели предложить алматинцы. На это у них было всего четыре дня: документ выложили в интернет 27 июня, высказаться можно было до 1 июля. Видимо, акимат куда-то торопится. Всего пришло 1280 комментариев от 392 человек. Транспорт, экология, точечная застройка - это темы, которые затрагивали чаще всего. Что нового сказал аким?

Ерболат ДОСАЕВ.

Город закупит 1000, а не 800, как было объявлено ранее, новых автобусов. До октября будет принято окончательное решение по проекту легкорельсового транспорта (ЛРТ). Для улучшения транспортной связи города и пригородов организуют дополнительные 30 маршрутов из области в Алматы, возродят электричку от станции Алматы-2 до Конаева, начнут строительство железнодорожного вокзала Алматы-3 (правда, пока непонятно, где именно).

И вот еще из любопытного: до 2025 года власти собираются расширить Кульджинский тракт, трассу Боралдай - Шамалган, а до 2030-го - Талгарское шоссе и верх­нюю Каскеленскую трассу. Правда, эксперты считают, что это практически невозможно - проект захлебнется еще на этапе выкупа земель, расположенных вдоль этих дорог.

Что касается среднего школьного образования, то, чтобы сократить дефицит ученических мест, начальные классы государственных школ в качестве филиалов предлагают размещать на первых этажах жилых комплексов. Помнится, предшественник Досаева Бакытжан САГИНТАЕВ в бытность премьером предлагал в новостройках располагать детские сады и поликлиники. Интересно, что из этого выйдет?

Еще из планов: обещают построить новый легкоатлетический манеж и модернизировать Центральный стадион - это давняя скандальная история. Занимался реконструкцией находящийся сейчас под следствием бизнесмен Кайрат БОРАНБАЕВ, теперь, похоже, акимат долгоиграющие проекты типа стадиона и трамвайного депо забирает себе.

В общем, не город - мечта. Дожить бы…

Мы попросили экспертов прокомментировать, насколько реально за три года реализовать столь амбициозные планы.

Роман БАРАБАНОВ, специалист по транспорту:

- Пока план по развитию транспорта выглядит не очень реалистичным, особенно с учетом динамичного развития пригородов. Нет четких механизмов и институтов, с помощью которых поставленные цели будут реализованы. Мне кажется, сложно будет сделать это только силами сотрудников акимата. Да, там достаточно компетентный в вопросах транспорта состав, но проблема именно в количестве людей - их слишком мало.

Им нужно решать текущие задачи, но при этом все время отвлекаться на достаточно сложные, энергозатратные проекты. Совмещать эти задачи, нам мой взгляд, нереально. В итоге неизбежно возникнут проблемы с реализацией заявленных проектов, их финансированием и т. д.

- Насколько документ отражает транспортные нужды города?

- Есть наболевшие проблемы, путей решения которых я пока не увидел. Нет фокуса на безопасности дорожного движения. Да, несколько пунктов посвящены этой теме, но не совсем в том ключе, о котором я говорю. Например, нет конкретных краткосрочных планов по снижению количества ДТП. Ничего не говорится о дефиците водителей общественного транспорта и об улучшении условий их труда, изменении регламента выдачи водительских прав.

Можно купить сколько угодно автобусов, но вопрос в том, кто ими будет управлять. Эти темы обсуждали при прошлом руководстве города, но сейчас, по крайней мере на повестке, их нет. Хотя все эти проекты, о которых говорится в плане по развитию города, очень важны. Нельзя делать одно, а другое отложить на потом.

Надо делать все параллельно, а для этого необходимо больше людей. И смотреть на картину более целостно. Мы давали свои предложения, но не все они вошли в окончательный документ. К сожалению, не было обратной связи, поэтому не совсем понятно, исходя из чего их редактировали.

Адиль НУРМАКОВ, председатель фонда Urban Forum Kazakhstan:

- Процесс разработки плана развития Алматы до 2025 года не включал проведение дополнительных исследований, он опирается на данные из открытых источников и уже существующие проекты. Заявляемые цели трудно не поддержать, поскольку они декларируют в целом верные приоритеты по принципу “за все хорошее и против всего плохого”. Не очень понятно, насколько новые планы соотносятся с уже действующими городскими стратегиями и программами, в презентации о них ни слова.

Я бы хотел обратить внимание на некоторые проблемные вопросы, связанные со способами достижения этих целей. Один из декларируемых принципов развития - привлечение жителей и бизнеса к обсуждению ключевых документов, включая новый генеральный план Алматы. Но это выглядит сомнительным, учитывая слишком короткий срок (всего шесть месяцев!), который акимат отводит на разработку этого важного документа. Обозначенные временные рамки вызывают в экспертном сообществе тревогу за качество будущего генплана и сомнения в том, насколько новым он будет.

- На что еще можно обратить внимание?

- Приведу лишь один пример. Контрмагниты-полицентры на окраинах Алматы будут способствовать расползанию города, а не компактности. Их заявленная многофункциональность, сочетание промышленной экономической активности и благоприятной городской среды потребуют высокого качества разработки мастер-планов, зонирования и жестких регламентов их застройки. Но в Казахстане нет примеров такого планирования!

А нам важно не допустить ошибок, полагаясь на старые подходы и методы. Эта задача, на наш взгляд, потребует привлечения международных специалистов и местных экспертов. Проекты нужно разрабатывать сообща. Это лишь немногое из тех предложений, которые у нас есть.

В целом я и коллеги из Urban Forum Kazakhstan хотели бы отметить, что практика, когда широкая публичная и экспертная дискуссия о приоритетах развития крупнейшего города страны сводится к весьма ограниченному по времени сбору онлайн-комментариев, ошибочна. Акимат Алматы дал всего четыре дня на обсуждение презентации, которая станет основой для дальнейшей разработки плана развития города до 2025 года! Это не позволяет по-настоящему вовлечь заинтересованные стороны и делает диалог односторонним и непрозрачным.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть