1899

Человек собаке друг?

В регионах выкладывают на публичное обсуждение проекты местных новых правил содержания и выгула домашних животных, которые друг от друга отличаются в зависимости от пробивного характера зоозащитников. Однако рядовые казахстанцы - не собаководы и кошатники - призывают теперь защитить людей.

Человек собаке друг?

Как уже проинформировала газета “Время”, новые нормы расписаны в приказе министра экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали БРЕКЕШЕВА от 20 мая 2022 года (см. “На коротком поводке” в номере от 22.06.2022 г.). Они распространяются на всю страну и вступают в силу с 23 июля, однако местные власти сейчас адаптируют их применительно к своим условиям.

В пятницу в Минэкологии собрали зоозаступников, чтобы узнать, довольны ли они проектами местных правил. Но эксперты в основном сердились, потому что многие их предложения не вошли в проекты.

Лишь защитница домашних животных активист из Караганды Наталья УГОЛЬКОВА назвала предложенные местные правила образцовыми:

- Только у нас введено обязательное условие, что владелец обязан обеспечивать безопас­ность окружающим, занимаясь со своей собакой либо сам, либо с кинологом. И по завершении этих занятий будет экзамен, насколько собака социальна и безопасна. Абсолютное большинство кинологов уверены, что это базовое условие безопасности. Если владелец не занимается воспитанием своей собаки, никакие правила не помогут нам сохранить комфорт и общественный порядок. Я бы хотела, чтобы этот опыт был учтен и другими регионами!

Особое замечание у нее к породам, требующим особой ответственности. В Казахстане немало заводчиков, а также бесконтрольных разведенцев питбулей, ротвейлеров, стаффордов и других опасных собак с репутацией убийц, требующих специальных навыков от владельцев.

- Почти все случаи, известные в стране с летальными исходами, произошли именно с участием домашних собак пород, требующих особой ответственности, - продолжила Уголькова. - Хочу обратить внимание департамента внутренних дел на возможность постановки на учет разведенцев и владельцев этих пород. У нас никак не прописаны меры особой ответственности к ним. На деле часто таких животных заводят люди, которые таким образом пытаются самоутвердиться в обществе. Они безнаказанно кошмарят своих соседей, родственников! И еще хуже бывает, когда хозяева с ними не справляются и их просто выкидывают на улицу. Мы вынуждены изымать невоспитанных собак - очень агрессивных, очень сильных и специфических, потому как они представляют очень серьезную опасность! Но мы не можем никак добиться того, чтобы владельцы, которые, в принципе, известны, были привлечены к ответственности за своих животных. Им совершенно ничего не мешает завести еще одну такую собаку, а то и не одну!

Тему проблемных пород подхватила представитель фонда SENIM MEIRIM Зинаида САВЕНКОВА-КУШМАНОВА из Алматы. По ее словам, Казахстан “захлебывается от собак, которые абсолютно не приживаются на нашем континенте, в нашем Казахстане”: хаски, маламуты, лайки. Для нее загадка, каким образом их завезли к нам заводчики, но владельцы, наигравшись собаками, похожими на волков, избавляются от них. По ее информации, в Алматы все изоляторы и службы отлова переполнены никому не нужными северными ездовыми собаками.

- А еще меня насторожили ваши правила отлова и умерщвления, - обратилась Савенкова-Кушманова к чиновникам Минэкологии. - В пункте 5 говорится, что если у нас более трех особей собралось в стаю, то они подлежат уничтожению. Вопрос: если на улице ходит мама с щенками, получается, служба отлова должна сразу уничтожить их?

Другой вопрос: а каким образом наши ветеринарные службы собираются проводить отстрел? - продолжила она. - Вы собираетесь использовать средства для временного обездвиживания животного, но если с ними переборщить чуть-чуть (а дозировку должны рассчитывать по весу), то животное просто погибнет на месте. И мы видим это в Нур-Султане и Семее. Поэтому я считаю, что отстрел ни в коем разе недопустим и в правилах нужно пересмотреть этот пункт!

После этих слов возмутились догхантеры, говоря, что умерщ­вляют они только тех, кто напал или представляет угрозу, а также для ликвидации особо опасных заразных болезней. Более того, службы отлова попросили выдать им пневматическое оружие!

- Мы собак извлекаем, делаем кастрацию-стерилизацию и возвращаем в ареал обитания. Но если идут заявления от директоров школ, детсадов, жителей, мы выезжаем, и нам приходится уничтожать... Поэтому мы просим пневматику - потому что использовать дротики простыми руками невозможно! - посетовал один из специалистов службы отлова.

Начался спор: зоозащитники говорили, что службы стреляют во всех подряд собак - с ошейником, беременных, с щенятами, а отловщики категорически это отрицали. Тут микрофон попросил рядовой казахстанец, представившийся Акылбеком:

- А у меня вопрос к зоозащитникам. Возле моего офиса на улицу выпускают стерилизованных собак. Скажите мне, а вы за ними фекалии убирать будете? Ведь это же антисанитария! Второе - они грызут кошек, которые относятся к фауне. А бродячие собаки не относятся к фауне, это инвазивный вид, это еще советскими учеными было доказано. Где здесь зоозащита? Вы, зоозащитники, нарочно отпускаете стерилизованных собак, чтобы они грызли кошек!

Поборники собак подробно расписали ему, что вакцинация, стерилизация и возвращение в ареал обитания неопасных бродячих животных - мировой гуманный опыт. И кошек у нас больше люди обижают, чем собаки.

Модератор, устав от споров, со вздохом напомнил о том, что не только люди у нас обижают, но часто бывает и наоборот.

- У нас очень много обращений от людей, которые пострадали. Вот по последним данным: в Сатпаеве 6-летнюю девочку загрызла до смерти стая собак, в Актобе от нападения 15 собак пострадала 13-летняя девочка, еле-еле ее отбили, 20 швов наложили на ноги и три шва на голову. В селе Актогай собака покусала двух малолетних детей: два мальчика 3 и 5 лет играли во дворе частного дома, когда на них напала собака, которая не была привязана. Трехлетнего мальчика так и не удалось спасти.

Поэтому в правилах надо учитывать мнение и тех людей, которые пострадали и которые обращаются в службы отлова. Как говорится, когда смотришь в глаза родителей, которые потеряли своих детей, очень тяжело говорить о гуманизме в отношении этих животных, - резюмировал полуторачасовую встречу глава комитета лесного хозяйства и животного мира Минэкологии Нурлан КЫЛЫШБАЕВ.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть