4671

Гербовая печаль

Жителей Семея возмутил новый герб города. Больше всего нареканий вызвало то, что его утвердили тайком. Не было ни конкурса, ни открытого обсуждения. Горожан просто поставили перед фактом: “Вот наш новый герб. Просим любить и жаловать!”

Гербовая печаль
Ерлан АМИРБЕК.

Новый герб утвердили депутаты на очередной, 25-й сессии маслихата. Его автор - художник-постановщик городского Дома культуры Ерлан АМИРБЕК - дал подробное описание каждому символу. В четырех частях между рейками шанырака изображены книга, сосна, верблюд и фрагмент моста через Иртыш. Книга - символ того, что Семей - духовно-культурный центр, родина Абая, Шакарима и Мухтара Ауэзова. Сосна напоминает о том, что город на Иртыше знаменит своим сосновым реликтовым бором. Верблюд - это дань прошлому. Корабль пустыни был изображен на дореволюционном гербе Семипалатинска как символ быстро развивающейся торговли. Наконец, уже изрядно постаревший “новый” мост - главная достопримечательность современного Семея. По кругу шанырака летают семь ласточек, олицетворяющих мир и покой.

И вроде бы все чинно и благородно. Но горожане не оценили творческих потуг автора герба. Кто-то сравнил его работу с детскими рисунками, кому-то новый герб Семея напомнил эмблему общества трезвенников. Автолюбители и вовсе увидели в нем запрещающий дорожный знак. Социальные сети пестрели знаками вопроса. Почему акимат не счел нужным посоветоваться с семейчанами, какой герб будет у города, в котором они живут? Почему чиновники не провели конкурс, где могли бы представить проекты будущего герба все желающие? Почему не было открытого обсуждения ни в социальных сетях, ни в телеэфире, ни на страницах газет? Почему герб был утвержден в строжайшей секретности?

После разразившейся бури акимат пытался оправдаться: мол, эскиз был рассмотрен городской рабочей группой. При этом чиновники умолчали о том, когда это произошло, кто входил в эту группу. По их словам, обсуждение герба в социальных сетях и на диалоговых площадках все-таки было. Напрашивается вопрос: почему же этого никто не заметил?

“Отметим, что ограничений для принятия участия в конкурсе не было”, - пишут представители городского акимата, опять же не поясняя, когда проходил этот таинственный конкурс, о котором никто не знал. Ну и напоследок подключилась тяжелая артиллерия в виде перечисления значимых имен. “Для получения компетентных рекомендаций материалы были переданы на рассмотрение совета по вопросам государственных символов и геральдики комитета по делам архивов и управления документаций Министерства культуры и спорта. Стоит отметить, что совет состоит из авторитетных личностей, таких как автор государственного герба Ж. МАЛИ­БЕКОВ, академик Академии социальных наук Ж. АРТЫКБАЕВ. По итогам заседания эскиз герба был одобрен на основании протокола совета, материалы были переданы в маслихат Семея для утверждения”, - оправдываются акиматчики.

Члены краеведческого общества “Прииртышье” около 10 лет добивались того, чтобы у города на Иртыше с богатой историей наконец-то появился свой герб. Но и для них утверждение нового герба Семея стало большим сюрпризом.

- Вы будете смеяться, но акимат действительно объявлял конкурс на лучший проект герба нашего города. Правда, было это… 20 лет назад! - улыбается известный краевед Павел ЖУКОВ.

Павел Жуков вспоминает, что еще четыре года назад в акимате Семея считали, что в нашей стране гербы могут иметь только Астана и Алматы.

10 мая 2002-го согласно условиям конкурса комиссия должна была рассмотреть представленные проекты, а 17 мая того же года аким должен был утвердить предложенный герб. Но этого так и не произошло. Четыре года назад Жуков предложил местным властям объявить новый конкурс на разработку герба Семея.

- Но акимат тогда дал ответ: свой герб разрешается иметь… только Астане и Алматы! - вспоминает краевед. - А этой зимой художник-постановщик ГДК Ерлан Амирбек встретился с нами (краеведами и общественниками. - М. Г.) в неформальной обстановке. Автор герба рассказывал, как долго и упорно работал над признанием своего проекта, как ездил в столицу в геральдическую комиссию. Тогда же он показал нам свой вариант герба. Что сказать? Герб вызвал массу критических замечаний, поэтому новость о том, что маслихат его утвердил, стала шоком для всех нас…

В то же время Павел Жуков подчеркивает: у него нет претензий к автору герба. Как говорится, он художник, он так видит.

- Все претензии у меня к акимату и маслихату. Утверждение герба города - это вопрос, касающийся внутренней политики, общественного согласия. Депутаты - избранники народа. Прежде чем голосовать за утверждение этого герба, они спросили мнение у тех, кто их избирал? Конечно, нет, потому что у нас давно считаются только с мнением тех, у кого есть деньги и связи. Если бы было по-другому, акимат объявил бы открытый конкурс. Все представленные проекты рассматривала бы комиссия, куда вошли историки с архивистами нашего города. Они выбирают три-четыре проекта, которые соответствуют положению о гербе. А дальше эти работы выносятся на суд горожан. Победителя должно было определить открытое голосование, - убеж­ден краевед.

Сам же Павел Жуков ратует за возвращение первого герба Семипалатинска, утверж­денного в 1851 году.

Герб города 1851 года до сих пор не потерял своей актуальности, уверены общественники.

- Значимость города и его древность характеризуются именно годом присвоения герба. Ни один европейский город, имеющий древний герб, не изменил его, хотя символика многих из них уже утратила свою актуальность. Этим подчеркивают свое значение: чем старше город, тем большее он имеет преимущество над другими городами. Самое интересное, что на историческом гербе Семипалатинска не устарел ни один символ, - утверждает Павел Николаевич.

- Противники возвращения дореволюционного герба Семипалатинска считают, что корона на нем - это наследие колониального прошлого, когда наш город был частью Российской империи…

- Так могут сказать только люди, которые абсолютно не разбираются в геральдике, где каждая деталь имеет свой смысл. Это не императорская корона, а часть крепостной башни. Это означает, что город произошел от крепости. Разве наш город не был создан на основе Семипалатной крепости? Я считаю, что символика герба XIX века точно отражает исторические, экономические и территориальные особенности современного Семея. Сочетание европейского щита и азиатского верблюда напоминает о том, что наш регион - центр континента

Евразия. Тюки с товарами на спине верблюда олицетворяют возрож­дение торговли в нашем городе, его значение как центра торговых путей между Европой и Азией, которое усилилось со строительством нового моста. Серебряная луна символизирует преобладание мусульманского населения в городе. Так что же в историческом гербе Семипалатинска устарело? - вопрошает краевед.

Новому гербу Семея Павел Жуков предсказывает быстрое забвение.

- Мы уже видели, как быстро забываются символы, чуждые людям. Так произошло и с гербом, который был специально разработан к празднованию 250-летия Семипалатинска в 1968-м. 

В 1968 году советская власть утвердила такой вариант городского герба, который долго не протянул.

На бараньей шкуре - семь юрт и трубы заводов. Герб 1851 года активно использовался. Он был на городской печати, на пуговицах, на подвесках чиновников. Герб 1968 года появился на почтовых марках и сувенирах в год празднования юбилея города, после чего был благополучно забыт. Думаю, такая же участь постигнет и герб, принятый нашим маслихатом. Чтобы герб широко использовался, нужно, чтобы люди его приняли и полюбили. Мы же видим, что в данном случае этого ждать не стоит, - заключил Жуков.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора и из личного архива Павла ЖУКОВА, Семей

Поделиться
Класснуть