Когда прокатимся с ветерком?
Автотрассы сразу в двух областях - Западно-Казахстанской и Атырауской - стали предметом пристально-критического внимания высоких правительственных делегаций. Причем практически одновременно. С чего бы это? Ответ прост: терпеть разгильдяйство и очковтирательство чиновников местному населению уже невмоготу.
В программе рабочей поездки в Западно-Казахстанскую область премьер-министра Алихана СМАИЛОВА кроме запланированного посещения десятка объектов внезапно оказалась еще одна задача, поставленная президентом. Возмущение Касым-Жомарта ТОКАЕВА, наверняка подпитанное массовыми возмущениями населения, вызвало состояние дорог на юге области. Трассы сообщением Казталовка - Жанибек - граница РФ и Онеге - Бисен - Сайхин несколько десятков лет не знали не только ремонта, но даже сколько-нибудь серьезной гравийной насыпи!
Это самые отдаленные районы региона. В периоды распутицы жители поселков, расположенных здесь, часто остаются буквально отрезанными от мира, потому что на этих “дорогах” тонет не только легковая, но даже спецтехника.
“Глава правительства в первую очередь посетил участок автодороги Подстепное - Федоровка - граница РФ, которая соединяет 50 населенных пунктов, где проживают в общей сложности 94 тысячи человек. Дорога ведет до Карачаганакского месторождения, а также является транзитным коридором в Россию. В настоящее время трасса находится в крайне неудовлетворительном состоянии, при этом ежесуточно по ней проезжают десятки тысяч граждан Казахстана и других стран”, - сообщила в пятницу пресс-служба премьер-министра.
Еще в 2019 году президент поручил решить эту проблему и дал на все про все два года. Для ускорения работ весь проект - 248 километров - решили разделить на шесть участков, чтобы подрядчики начали работать одновременно и приблизительно вместе закончили все работы. Тендер на ремонт выиграли фирмы Uniserv, “Темиржол жондеу”, “Атырау жолдары” и “Акжол курылыс”. Заказчиком выступил местный филиал нацкомпании “КазАвтоЖол”.
К концу 2021-го аким должен был отчитаться о выполненной работе, однако этого не произошло. Причинами затянувшегося ремонта назвали сложности работы во время ковидной пандемии и подорожание стройматериалов. А тут еще пару недель назад разгорелся скандал с субподрядной компанией ADF Stroy+, которая была нанята подрядчиком “Темиржол жондеу”. Как выяснилось, субподрядчики заключили с местными предпринимателями договоры на аренду техники, поставку стройматериалов, питания и т. д., однако до сих пор со своими поставщиками не расплатились, и на сегодня долг составляет 236 миллионов тенге.
Узнав о том, что задача, поставленная два года назад, до сих пор не решена, президент поручил акимату Западно-Казахстанской области в кратчайшие сроки разобраться с ней, а также с теми, кто виноват в срыве намеченных сроков. Миссию по доведению дела до конца президент возложил на премьер-министра.
А в Атыраускую область чуть ли не ежемесячно будут наведываться министры для проверки качества капитального ремонта дороги Атырау - Астрахань. Об этом сообщил во время рабочей поездки в регион министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ.
- Раз в месяц-полтора будем приезжать в Атыраускую область для проверки качества и сроков реализации работ. Также принято решение, что заместители руководителей комитета автомобильных дорог, нацкомпании “КазАвтоЖол” и Национального центра качества дорожных активов будут находиться здесь постоянно, до момента завершения реконструкции, - сказал Ускенбаев.
Недавно назначенный акимом Атырауской области Серик ШАПКЕНОВ отметил, что завершение реконструкции дороги Атырау - Астрахань - один из неотложных вопросов в повестке дня руководства региона, и пообещал: один из его замов будет контролировать строительные работы и ежедневно отчитываться. Усилят и общественный контроль. На состояние этой трассы обратили внимание после того, как в прошлом году российский кавээнщик Станислав ЯРУШИН съязвил по поводу очень долгого ремонта дороги.
Автодорожный проект Атырау - Астрахань разделен на шесть отрезков. Участок с 833-го по 853-й км введен в эксплуатацию в 2020 году. В 2021 году профильное министерство сообщило, что сдано в эксплуатацию еще 92 км реконструированной трассы. К концу этого года планируется открыть движение на всей протяженности дороги. А все работы по коридору Актобе - Атырау - Астрахань обещают завершить в 2023 году.
Злата УДОВИЧЕНКО, Уральск
Надежда ШУМИЛИНА, Атырау