Остановитесь, варвары!
Под благовидным предлогом развития туризма расхищаются земли особо охраняемых природных территорий, утверждают экологи
Экологическое общество “Зеленое спасение” опубликовало отчет “Результаты мониторинга национальных парков Алматинской области в 2020-2021 годах”, в котором отражены различные нарушения, негативным образом влияющие на состояние окружающей среды.
Одной из наиболее острых проблем “зеленые” считают наличие на территории нацпарков посторонних землепользователей-арендаторов. Например, по состоянию на 1 июля 2021 года между Иле-Алатауским нацпарком и 123 субъектами были договоры долгосрочного пользования, общая площадь арендованных земель составляла 520,9 га. Кроме того, имелось 37 договоров краткосрочного землепользования на площади 55,6 га. В планах у нацпарка было, согласно корректировке его генерального плана от 2020 года, сдать в аренду еще 170 га.
При этом авторы этого документа о корректировке считают, что ущерб природе арендаторы наносят незначительный, поскольку аренда разрешена только в зонах туристской и ограниченной хозяйственной деятельности. Однако в 2020 году эти зоны занимали 7,8 и 52,8 процента соответственно, то есть 60,6 процента территории нацпарка. Причем, по информации специалистов “Зеленого спасения”, арендаторы занимают лучшие места, которые становятся недоступны для простых туристов. “Это наглядно иллюстрирует, например, карта Проходного ущелья, на которой хорошо видна сплошная застройка по берегу реки: кафе, рестораны и т. д.”, - говорится в отчете.
А весной 2021 года фермеры установили забор, перекрывший популярный у туристов маршрут через Лунный каньон в Чарынском нацпарке. Выяснилось, что огражденный участок еще в 2007 году был сдан в аренду производственному кооперативу для ведения крестьянского хозяйства.
Вторая большая проблема - вмешательство местных исполнительных органов в деятельность нацпарков. В 2020 году общественности стало известно о строительстве отеля, ресторана и лыжной трассы на Талгарском перевале в урочище Шымбулак. В ответе на запрос экологов комитет лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза сообщил, что эти земли уже давно (!) не принадлежат Иле-Алатаускому нацпарку: участок находится в собственности управления земельных отношений Алматы на основании постановления акима города от 2007 года. Однако администрация нацпарка пришла к выводу, что городу эти земли никто не передавал, и подала на акимат в суд.
“Данная ситуация, с одной стороны, подтверждает исключительно плохой контроль администрации парка и комитета за целевым использованием земель ООПТ и за соблюдением требований законодательства. Они, вероятно, не располагают точными сведениями о посторонних собственниках и арендаторах в национальном парке. С другой стороны, местный исполнительный орган - акимат города Алматы, - видимо, рассматривает территории национального парка, находящиеся в его административных границах, как коммунальную собственность”, - делают вывод экологи.
Вообще, строительство на территории нацпарков - отдельная головная боль экологов.
“В ходе мониторинга строительство различных объектов, в том числе настоящих дворцов, было зафиксировано в следующих ущельях Иле-Алатауского национального парка: Бутаковском, Малом и Большом. Фрагментация экологических систем в них приобрела угрожающий характер”, - отмечается в отчете.
Помимо этого в нем упомянуты строительство дороги возле отеля “Ворота Туюксу” в Малом Алматинском ущелье и туристического комплекса в ущелье Аккаин, причем с существенными нарушениями. В частности, дорога вокруг отеля была построена без согласования с администрацией нацпарка и комитетом лесного хозяйства и животного мира (сам отель расположен на частной территории, выведенной из состава гослесфонда, а часть ведущих к нему дорог - на территории нацпарка), за что собственника ТОО “Ворота Туюксу” оштрафовали на... 13 890 тенге.
Что касается туркомплекса, то он был построен без разрешительных документов, а общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду прошли только через год (!) после того, как он начал функционировать (см. “Задним числом”, “Время” от 4.11.2020 г.). Арендатор участка - ТОО “РосИмпортЦемент” - обращался в управление архитектуры и градостроительства за архитектурно-планировочным заданием, но получил отказ, поскольку участок находится в зоне ООПТ. Компания обжаловала это решение в судебном порядке, но тщетно: в ноябре 2020 года кассационная коллегия Верховного суда поставила точку в этом деле, оставив в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований “РосИмпортЦемента”. Однако после этого ни администрация нацпарка, ни городские власти, ни профильное министерство никаких шагов не предприняли.
В этой связи экологи подчеркивают: “в судебной практике экологического общества имеются случаи, когда годами приходится добиваться выполнения решения судов, в том числе и Верховного суда. Это прекрасно знают в ТОО “РосИмпортЦемент” и в администрации национального парка. Видимо, этим и объясняется их спокойствие”.
Экологи также бьют тревогу по поводу нерациональной организации туризма. Как известно, пандемия коронавируса и карантин предоставили возможность развивать внутренний туризм, однако... Паломничество туристов на Кольсайские озера поставило это уникальное место на грань экологической катастрофы: водную гладь рассекают многочисленные лодки и катамараны, берега завалены мусором, а по пешеходным тропам курсируют автомобили.
Похожая ситуация наблюдается и на других популярных туристических локациях, за исключением озера Иссык, где запретили кататься на лодках и закрыли проезд машин к берегу.
“Таким образом, “развитие” туризма в условиях усиливающегося экологического кризиса сопровождается нарастанием правового хаоса, доминированием коммерческих интересов над интересами общества и государства, межведомственной неразберихой, ограничением доступа общественности к информации и процессу принятия решений, бездействием государственных органов, ответственных за соблюдение законности. Кроме того, под благовидным предлогом развития туризма идет расхищение земель особо охраняемых природных территорий”, - резюмируют экологи.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы