2610

Сначала изъять - потом сажать

За три года зеленый пояс Туркестана заметно увеличился и в длину, и в ширину. Под лесополосу отвели уже более 13 тысяч гектаров. И в ближайшие годы ее планируют увеличить еще на 7 тысяч. Только вот частные земли порой не успевают изымать под госнужды, ставя тем самым телегу впереди лошади.

Сначала изъять - потом сажать

В итоге об изъятии землевладельцы узнают только тогда, когда их участки уже засажены и обнесены колючей проволокой, чтобы к саженцам не пробрался скот. У четверых предпринимателей наделы стали частью зеленого пояса без их ведома. А одному из них пришлось в суде доказывать незыблемость права собственности.

Туркестан решено было “опоя­сать” в 2019 году. Защитная лесополоса предполагает улучшение климата в городе, расположенном в неблагоприятной экологической зоне, а также уменьшение интенсивности здешних ветров. Первоначально под посадки отвели 7700 га, но сегодня, по данным КГУ “Жасыл Аймак”, засажено почти вдвое больше - 13 620 га.

- Откуда столько свободной земли вокруг города, который так активно застраивают? - спрашиваю у руководителя “Жасыл Аймак”, главного по посадкам Абуталипа КУЛАМЕТОВА.

- Так и нет свободной, - отвечает он. - Но земельный вопрос не наша компетенция. Изъятием земель под госнужды занимаются местные акиматы. Сезон для посадки у нас короткий - месяц весной и месяц осенью. Мы не можем ждать, когда земля будет полноценно оформлена под госнужды. Изъятие участков - это вопрос времени. А у нас его в обрез. Сейчас на шесть тысяч гектаров уже есть госакты, еще на четыре тысячи вынесены постановления акиматов. Все остальное в работе. Наша задача на ближайшее время - увеличить зеленый пояс вокруг Туркестана до 20 тысяч гектаров.

На создание зеленого пояса из бюджета области потрачено уже 5 млрд тенге. В эти расходы включены не только саженцы, но и бурение скважин для полива - их уже 370, и прокладка капельного орошения на 320 га на особо важных участках, и установка ограждения от скота. В этом году потратят еще миллиард тенге. Сажают, по словам Куламетова, в основном лиственные породы - карагачи, ясени, клены, айланты, адаптированные к местным условиям, и саксаул. Приживаемость растений - 60-65 процентов. Высадили уже около 20 млн саженцев, которые через 4-5 лет обе­щают стать зеленой защитой Туркестана.

Однако в борьбе за экологию города о правах собственников земли, попавшей в зону посадки, мало кто задумывается. Так, четверо местных предпринимателей в прошлом году столкнулись с тем, что де-юре земельные участки по-прежнему в их собственности, а де-факто там хозяйничают другие.

- Закон в этом случае все трактует четко: согласно статье 84 Земельного кодекса земельный участок может быть принудительно отчужден для государственных нужд в исключительных случаях при условии возмещения равной стоимости имущества с согласия собственника либо по решению суда, - комментирует начальник отдела по защите прав предпринимателей областного филиала НПП “Атамекен” Нурсултан КАРИМБАЕВ. - При этом принудительное отчуждение не допускается при наличии альтернативного способа удовлетворения госнужд. Кроме того, процедура отчуждения должна производиться при соблюдении гласности. На деле же все наоборот.

Сколько, как и у кого изъяли земли под зеленый пояс, юристы местной палаты предпринимателей доподлинно узнать так и не смогли. В областном филиале “Правительства для граждан” им отказали в предоставлении информации, признав ее служебной и коммерческой тайной. В отделе земельных отношений акимата Туркестана все же приоткрыли тайну: в областном центре было отчуждено 2354 га земли для зеленого пояса, а выкуплено из них всего 274 га за 418,5 млн тенге в общем. Остальные гектары крестьяне арендовали у государства.

У четверых обратившихся в палату бизнесменов наделы были разной площади. Одни на своих участках пасли скот, другие строили бизнес. К примеру, Бахтияр АЛИПОВ на своих 217 га занимался верблюдоводством. Его согласия на то, чтобы пастбище для верб­людов превратить в лесополосу, никто не спрашивал. Распахали, посадили, оградили. Конфликт интересов удалось разрешить в досудебном порядке: бизнесмену предоставили равноценный участок в другом месте.

А предпринимателю Азизу АБДУСАТТАРОВУ просто перекрыли доступ к его магазину строительных материалов. Здание он построил на своем участке в сельском округе Шага, купленном у государства под коммерческие цели. В местный бюджет за 1,5 га уплатил более 2 млн тенге. Оформил землю по закону. Однако сейчас ему приходится в суде доказывать свое право собственности.

- Это самый настоящий самовольный захват земли, за который, подчеркну, предусмотрена административная ответственность, - поясняет президент местной Ассоциации предпринимателей Мухит КУДАЙБЕРГЕНОВ, представлявший интересы Абдусаттарова в суде. - В качестве ответчиков в ходе судебного процесса в специализированном межрайонном административном суде Туркестанской области привлекли и КГУ “Жасыл Аймак”, и управление природопользования, за которым оно закреплено. Государственные органы, которые в первую очередь должны блюсти закон, сами его и нарушили.

К ак ни пытались ответчики, а также представители акимата Кентау и отдела земельных отношений доказать суду, что сами своими решениями незаконно предоставили предпринимателю оспариваемый участок, тогда как он должен был пойти под озеленение, факты упрямо говорили об обратном. Как вы­яснилось в ходе суда, вопрос о предоставлении КГУ “Жасыл Аймак” земельного участка на территории сельского округа Шага на заседании земельной комиссии в январе 2020 года даже не рассматривался. Соответственно, и постановление о передаче участка в постоянное пользование не выносилось, а значит, и прав у “Жасыл Аймак” на него нет.

Разобрались в суде и с тем, что никаких законных мер отчуждения земли местные госорганы не принимали. А потому Азиз Абдусаттаров по-прежнему является собственником земельного участка, так как его права зарегистрированы. Однако праздновать окончательную победу ему еще рано.

- В ходе того же судебного заседания было вынесено частное определение, для исполнения которого прокуратура уже истребовала материалы по выделению земли Абдусаттарову. Есть серьезные основания предполагать, что начнется незаконное уголовное преследование на основании предположительных признаков, которые сейчас и будут искать, - поясняет Мухит Кудайбергенов. - Да, он купил участок под бизнес без проведения торгов и конкурсов, но у акиматов сельских округов и нет таких полномочий. Решение о предоставлении земли они выносят исходя из существующих возможностей. И это не противоречит Земельному кодексу! В отличие от самовольного распоряжения чужой землей.

Между тем, пока в суде шли споры за участок, высаженные впопыхах саженцы засохли без полива. Вся работа по их посадке, как и освоенные на это бюджетные деньги, в прямом смысле ушла в песок. Станет ли это уроком? Вряд ли. Если учесть, что больше трех тысяч гектаров зеленого пояса по-прежнему не отчуждены по букве закона. Хотя уже и освоены, и распаханы, и засажены.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее