9574

Яблоко Нурлану, потому что он бедный

Как изворачиваются арендаторы школьных столовых, чтобы в рамках установленного тарифа накормить младшеклассников горячими обедами? Всю правду о системе горячего школьного питания в Казахстане рассказали павлодарские предприниматели. И дело не только в очень и очень скромных деньгах, выделяемых государством на здоровье нации. Насколько вообще этично и правильно со школьной скамьи начинать разделять детей по социальному статусу, используя разные бюджеты для школьников из малообеспеченных семей и всех остальных?

Яблоко Нурлану, потому что он бедный

В Павлодаре тариф на горячее питание школьников с 1-го по 4-й класс вообще один из самых низких в стране: 315 тенге на человека, из которых 15 тенге - это мед. Деньги из бюджета на эти цели закладывали еще в 2019-м и сразу на три года. По мнению арендаторов, это первая системная ошибка государственных органов.

- В 2019 году, когда делали расчеты по горячему питанию для школьников младших классов, были совершенно другие цены на продукты питания. Говядина тогда стоила 1300-1400 тенге за килограмм. Сегодня дешевле 2200 ее не купишь. Мы покупаем мясные куски по 2400 тенге за килограмм. Макароны в 2019 году мы приобретали по 80 тенге за килограмм, сегодня их цена 230. И так абсолютно по каждому наименованию продуктов - от хлеба до овощей. А тариф в 300 тенге каким был в 2019 году, таким и остался в 2022-м (15 тенге к нему добавили в 2020 году, когда решили включить в рацион детей помимо горячего питания мед, который, кстати, за эти годы тоже подорожал с 15 до 18 тенге за 5 граммов. - И. В.). Я считаю, бюджет на питание школьников должен утверждаться ежегодно с учетом реальных цен на продукты, - высказывает свою точку зрения технолог ТОО “Кейтеринбург Казахстан” Лариса РЕБДЕЛО.

Здесь сразу оговоримся: мало кто знает, но даже этот более чем скромный тариф применим не во всех школах. Обедом за эту цену школьников кормят индивидуальные предприниматели, чья деятельность облагается лишь трехпроцентным налогом. А вот ТОО и компании, работающие по принципу государственно-частного партнерства, из этого тарифа еще вычитают сумму НДС. В их случае это 36 тенге. В результате на питание ребенка остается 279 тенге.

- По нормам на каждого ребенка должно приходиться по 100 граммов кускового мяса в готовом виде. Если даже брать минимальную стоимость говядины в 2200 тенге, то львиная доля выделяемых нам средств уходит только на мясо, - вступает в дискуссию другой арендатор школьной столовой Акмарал ЖУМАБЕКОВА.

- Если говорить начистоту... Можно ли качественно накормить ребенка на 300 и 279 тенге соответственно? - задаю я своим собеседникам вопрос в лоб.

- Если в принципе накормить, то можно. А для того чтобы накормить качественно, на чем-то приходится экономить, - говорит Акмарал Жумабекова и честно признается, что предпочитает накормить младшеклассников куском хорошего мяса в соответствии с положенными нормами, а меда дать поменьше.

Руководитель ТОО “Кейтеринбург Казахстан” Гульжан ЖАЙНАКОВА выход из положения нашла в чередовании первого и второго горячих завтраков. Первый завтрак - это традиционно молочная каша, чай и булочка. Второй зав­трак обязательно мясной. К примеру, в среду на столах у школьников плов из говядины, чай, хлеб. А в четверг - каша молочная, печенье, мед, чай. Или во вторник - рассольник со сметаной, булочка, чай, а в среду - филе куриное с овощами, рис, хлеб, чай.

- Но весь смак в том, что при любой проверке с нас требуют предоставления полного комплекса питания для учащихся с 1-го по 4-й класс, то есть каждый день по два горячих завтрака. А это при тарифе в 279 тенге с учетом НДС невозможно. Мы, вложив в модернизацию школьных столовых сто миллионов тенге - на ремонт, покупку оборудования и посуды, еле-еле держимся на плаву. Чуть спасает выпечка на продажу, которую покупают старшеклассники, - рассказывает Гульжан Жайнакова.

Павлодарские арендаторы школьных столовых написали коллективное письмо в областную палату предпринимателей с просьбой или увеличить тариф на школьное питание хотя бы до 450 тенге, или официально разрешить им кормить детей только одним горячим завтраком, через день чередуя каши и мясо. Правда, в палате предпринимателей на это обращение отреагировали как-то странно: встречу по их проблемам провели, а самих авторов письма на нее не пригласили.

- Учитывая, что на бесплатное питание учащихся был утвержден 3-летний бюджет, могу предположить, что дополнительного финансирования нам в этом году можно не ждать. Хотя, с другой стороны, почти весь 2020-й из-за пандемии дети не учились. В прошлом году полностью отучились лишь одну четверть, а потом снова качели: то дистанционный формат обучения, то по нескольку классов на карантине. Это же экономия средств! Почему бы их сейчас не вернуть детям в виде полноценного питания, в котором были бы не только каши и мясо, но и фрукты и овощи? - высказывает здравую мысль Акмарал Жумабекова.

Вот только в управлении образования, как утверждают предприниматели, к конструктивному диалогу с представителями бизнеса не готовы. Кто бы с каким предложением ни пришел, на всех один ответ: или кормите детей и первым, и вторым завтраком по существующему тарифу, или уходите, найдем других! В образовательном ведомстве убеждены, что низкий тариф можно покрыть за счет объемов.

Тем временем первыми, кто поставил свою подпись под жалобой в палату предпринимателей, стали представители именно крупных ТОО, обслуживающих сразу несколько школ. А какие объемы у индивидуальных предпринимателей, работающих только в одной школе, да еще если эта школа малокомплектная! И дело-то не в конкретных арендаторах. Многие из них уже всерьез подумывают сменить вид деятельности на тот, который не будет уводить их в минус. Ну уйдут эти, придут другие и начнут экономить на чем-то другом.

Множество вопросов вызывает сама сис­тема организации горячего питания для школьников в стране. Совершенно необдуманная, с какой стороны ни посмотри: долгосрочного ли бюджетного планирования, отсутствия ли гибкости в случае экономии или классового разделения детей. Последнее беспокоит арендаторов школьных столовых не меньше, чем далекий от реальности тариф. Дело в том, что финансирование школьных обедов осуществляется из разных источников. Учащихся с 1-го по 4-й класс, не относящихся к малообеспеченным или многодетным семьям, кормят за счет средств местного бюджета. Это как раз те 315 тенге, о которых мы говорили. А питание детей из малообеспеченных и иже с ними семей оплачивается фондом всеобуча. Там уже идет другой тариф - в 400 тенге, тоже, кстати, требующий повышения. Но речь о другом.

- Мы накрываем отдельно столы для детей, питающихся за счет фонда всеобуча, и для тех, за кого оплачивает местный бюджет. Меню у них тоже разное. Обед за 400 тенге включает еще фрукты. Когда ребенок видит, что его соседу по парте дали яблоко, а ему нет, он считает себя обделенным. Потом родители устраивают разборки и после нашего разъяснения ситуации говорят своим детям: “Васе, Нурлану, Оле дали яблоко, потому что он или она бедные!” И за этим Васей или Нурланом в классе закрепляется соответствующий ярлык! По мне, это совершенно неэтично! Уж лучше государство выдавало бы таким семьям какое-то пособие на витаминизацию, чтобы родители сами покупали фрукты, а в школе дети сидели бы за одним столом и питались все одинаково, - высказывает свое мнение Акмарал Жумабекова.

Недопустимым такой подход считает и уполномоченный по правам ребенка Аружан САИН.

- Я считаю некорректным любое социальное разделение детей. Нам удалось ликвидировать социальный дисбаланс в случае с организацией внешкольного досуга. На очереди - школьное питание, которое должно быть также одинаково доступно всем без исключения мальчишкам и девчонкам независимо от того, какой доход у их родителей, - резюмирует детский омбудсмен.

Более подробно свое мнение она ранее уже высказала в интервью нашей газете (см. “Одеть и накормить”, “Время” от 5.2.2022 г.)

Ирина ВОЛКОВА, фото Валерия БУГАЕВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть