1858

Узелок развяжется?

Не успев сдать в эксплуатацию одну дорожную развязку, власти Шымкента приступили к строительству новой. Она будет выше и почти вдвое дороже. Однако ни местные жители, ни предприниматели, чьи объекты бизнеса попадают в зону будущей развязки, не в восторге от этой затеи. В необходимости столь кардинального и дорогостоящего решения проблемы дорожных заторов сомневаются и местные специалисты-строители. Но возведение развязок в городе - дело уже решенное.

Узелок развяжется?
Пробки на Байдибек би - Аргынбекова не уменьшились...

Весь прошлый год в Шымкенте строили двухуровневую развязку на пересечении улиц Кунаева - Рыскулова. По этой причине изменили движение на нескольких прилегающих улицах. Заторы и пробки на них не только в часы пик, но и в любое другое время горожане терпели мужественно, надеясь, что с окончанием стройки развяжутся и все автомобильные узлы на этом участке дороги.

Движение здесь было открыто осенью прошлого года. Однако пробки никуда не исчезли. На многочисленные “зачем?” и “почему?” от возмущенных ситуа­цией горожан никто из руководства города так и не ответил. В том числе и на главный вопрос: “А стоило ли тратить на строительство развязки 7,9 млрд бюджетных средств, если проблема пробок так и не решена?!” К слову, сейчас здесь еще достраивают пешеходные переходы, которые не были предусмотрены проектом.

Пробки и на Кунаева - Рыскулова тоже не уменьшились...

В начале нового года стартовала очередная стройка на перекрестке Байдибек би - Аргынбекова. Две развязки отделяют всего полтора километра. И обе, как утверждают в акимате, внесены в генплан города. В отличие от двух­уровневой на Кунаева - Рыскулова новая развязка рассчитана на три яруса с эстакадой. Только строительно-монтажные работы, которые будут длиться два года, обойдутся бюджету в 13,1 млрд тенге. Удорожание проекта почти на 1,5 млрд произошло в связи с повышением стоимости строительных материалов, пояснили в управлении строительства.

- Решение о строительстве развязок было принято еще в 2016 году. Тогда же прошли общественные слушания. Было несколько вариантов, трехуровневую в итоге утвердили на пересечении проспекта Байдибек би - улицы Аргынбекова, - пояснил “Времени” заместитель акима Шымкента Максут ИСАХОВ. - В городе магистральные улицы выстроены перпендикулярно, поэтому нам необходимо строить развязки.

Максут Исахов уверен, что развязки облегчат жизнь горожан.

Многочисленным критикам заместитель акима отвечает: развязки, возможно, и не решают проблему пробок, но увеличивают интенсивность прохождения транспорта на данном участке.

- Параллельно строим объездные дороги - южную, восточную. Будем продлевать параллельные улицы, - делится планами Исахов. - И построим еще две развязки. К окончанию их строительства только по Байдибек би будут проезжать 60 тысяч машин в сутки, по Аргынбекова - 55 тысяч.

С такой же уверенностью заместитель акима говорит и о том, что все вопросы с бизнесменами, чьи объекты попадают в зону будущей развязки, удалось решить. Им построят съезды-заезды и четыре стоянки. И количество согласных называет - 23 объекта МСБ.

Только в действительности бизнес-объектов вдоль оживленного проспекта Байдибек би чуть ли не вдвое больше. Как и недовольных ситуацией бизнесменов - владельцев кафе, магазинов, бизнес-центров и клиники. По словам предпринимателей, они потеряли надежду, что власти их услышат, и уже подсчитывают убытки. Те из них, кто купил участки позже 2016 года, до сих пор пребывают в шоке от того, что ни один чиновник не предупредил их о грядущих планах строительства развязки, которая якобы уже была внесена в генплан города пять лет назад.

- Мы купили этот участок в 2017 году, начали стройку в 2018-м, в 2020 году открыли здесь медцентр. О будущей развязке в акимате нас не предупредили ни при оформлении земли, ни потом, когда уже принимали здание в эксплуатацию, - рассказывает владелец медицинского центра “Асем” Мухит АСАНОВ. - Мы вложили в бизнес полтора миллиарда тенге, приобрели дорогостоящее оборудование, пригласили на работу врачей-профессионалов, приняли на обслуживание 12 тысяч жителей не для того, чтобы теперь думать, как вообще наш центр будет работать в предлагаемых обстоятельствах. Оборудованную на 80 мест парковку нам сократили до смешного - всего пять-шесть машин. Развязка в три этажа закроет наше здание прак­тически полностью.

По соседству с медцентром торговый комплекс. По словам его владельца Талгата КАТТИБЕКОВА, о будущей развязке он узнал лишь в прошлом году. Торговый центр площадью 2700 квад­ратных метров к тому времени уже был открыт и работал.

- С января четверо из десяти моих арендаторов уже отказались продлевать договор. Скоро здесь полностью перекроют дорогу, и покупателей вообще не будет. Около 600 тысяч чистого дохода я уже потерял. Но что еще хуже - теряю парковку, которую я оборудовал за свой счет. Мы не захватчики земли, а честные бизнесмены, налоги платим, рабочие места создаем! Неужели нельзя было пригласить нас к обсуждению проекта, найти компромисс, а не ставить перед фактом?! Построить хотя бы двухуровневую развязку, оставив нам больше земли, и не закрывать белый свет эстакадой.

Предприниматели стоят горой за отмену строительства.

Согласен с бизнесменами и вице-президент Союза строителей Казахстана и Центральной Азии Рахманали ОРАЗБАЕВ, который призывает власти города остановить бездумную застройку.

- Нынешнему руководству города не хватает стратегического мышления, комплексного подхода к решению проблем, - уверен Оразбаев. - В первую очередь нужно учитывать плотность застройки. А когда вдоль одной улицы строят одну многоэтажку за другой, само собой, растет нагрузка и на инженерные сети, и на дороги. Больше жителей - больше машин - длиннее дорожные пробки. И развязка не решит эту проблему! Заниматься планированием строительства должны только профессионалы. А сегодня все регуляторные функции сосредоточены в руках у акимата. Я сам узнал о планах по строительству развязок только тогда, когда нас, шымкентцев, поставили уже перед фактом!

- Между тем сегодня сложилась опасная тенденция, когда крупные строительные компании приходят к акиму со своими эскизными проектами будущих объектов, финансируемых из бюджета, и предлагают построить что-то на выбор, - продолжает он. - Под это потом и деньги из бюджета выбивают. Это нонсенс! Наши местные проектировщики, застройщики с появлением на строительном рынке Шымкента компаний-гигантов остались не у дел: те приходят со своими проектами, выигрывают тендер и осваивают деньги, массово застраивая свободную землю. Они пришлые, им ведь здесь не жить!

Еще один минус, о котором, по словам Рахманали Оразбаева, начисто забывают власти, планируя очередную дорожную развязку, - это то, что забитые транспортом дороги начисто лишают жителей желания и возможности выходить на прогулку, потому как воздуха там практически нет - сплошные выхлопные газы.

- Надо чем-то жертвовать, - отрезал в ответ на это зам­акима Исахов.

На жертвенный алтарь в этом случае положили многое: колоссальные бюджетные средства, интересы бизнесменов, местных жителей и тысяч шымкентских водителей. Через два года станет ясно, не были ли напрасными эти жертвы.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее