Про старое на новый лад
На этой неделе в Алматы говорили о том, как будет развиваться и меняться городской общественный транспорт. Этому были посвящены заседание городского общественного совета и брифинг заместителя акима мегаполиса Серика КУСАИНОВА. Именно он отвечает за общественный транспорт, строительство развязок и дорог, озеленение.
В этом году власти Алматы обещают завершить строительство двух станций метро - “Сарыарка” и имени Бауыржана Момышулы (раньше она называлась “Достык”). Правда, для пассажиров эти станции откроются только в следующем году. После этого, по словам Кусаинова, тянуть подземку будут через Наурызбайский район до проспекта Райымбека к тому месту, где расположен известный всем рынок “Алтын Орда”. Возле него будет располагаться одна из новых станций.
- Теперь линия метрополитена пройдет не через поселок Калкаман, а западнее - через новый Наурызбайский район. Будут построены дополнительно две станции, и последняя станция - практически на рынке “Алтын Орда”, - пояснил и тут же поделился прогнозными расчетами заместитель акима: - Тем самым мы свяжем западную часть Наурызбайского района с центром города. Это будет эффективно для перевозок. Пассажиропоток метро вырастет до 150 тысяч человек. Сейчас он колеблется в районе 40 тысяч.
Напомню, ранее планировалось, что единственная в Алматы ветка метро будет заканчиваться в районе поселка Калкаман. Но интересно другое: сколько времени понадобится на то, чтобы построить еще две станции метро, если мы знаем, что на две, которые обещают достроить в этом году, ушло почти шесть лет?
Второй, по мнению Кусаинова, важный для горожан проект - строительство в Алматы скоростного трамвая (ЛРТ). Если и есть что-то, что можно назвать долгостроем, существующим в планах, то это точно он. Сколько об ЛРТ (на каждом ежегодном отчете перед горожанами всплывает эта тема!) ни спрашивали акима Алматы Бакытжана САГИНТАЕВА, он от прямого ответа уходил: мол, решаем, просчитываем, не можем рисковать - город такие затраты на строительство не потянет. А здесь буднично, я бы даже сказала, как бы между прочим, Кусаинов сообщил:
- Появился инвестор, который в рамках Алматинской агломерации начнет строительство ЛРТ из Талгара в Алматы. Мы ведем переговоры, чтобы компания продолжила эту работу и зашла в город.
Маршрут (все это, конечно, предварительно) сохранится прежний - по улице Толе би до улицы Момышулы, а далее - вниз до “Алматы Арена”. И самое главное - инвестор у акимата ничего не просит, он готов построить скоростной трамвай только за счет собственных средств. Мечта, а не предложение! Но почему-то меня терзают смутные сомнения. Я давно слежу за перипетиями проекта ЛРТ. Его приостановили на этапе, когда должен был начаться конкурс на определение концессионера, то есть как раз инвестора. Тогда в проекте собирались участвовать нескольких консорциумов - объединения двух-трех (насколько помню, по большей части зарубежных) компаний, которые готовы были взять на себя обязательства по строительству и эксплуатации трамвая. Здесь же - одна компания и такие амбициозные цели! Признаться, звучит все это фантастически.
На заседании общественного совета Алматы эксперт по транспорту Елена ЕРЗАКОВИЧ заметила, что к компании-инвестору есть много вопросов: “Говорить, что они обещают построить ЛРТ за счет собственных средств, некорректно. Они претендуют на средства из бюджета. Но тогда должен быть открытый и прозрачный конкурс, а не повторение астанинского сценария с прямым соглашением”.
Кусаинов парировал:
- Повторения астанинского сценария не будет! Акимат города не выделяет средства, это государственно-частное партнерство. Средства из бюджета будут выделяться уже после того, как проект будет запущен. Мы будем делать дотации и субсидии для перевозок, как мы делаем для всех наших перевозчиков.
Совсем как у Михаила Зощенко: “Мальчик вам тоже ничего не будет стоить!”
На пресс-конференции я спросила, о каких ежегодных суммах дотаций может идти речь.
- Работы по данному проекту сейчас в самом начале, инвестор занимается технико-экономическим обоснованием (ТЭО). Мы тоже предварительно начинаем вести расчеты того, какими будут дотации. В ближайшее время сможем об этом сказать, - ответил заместитель акима. - Есть ясный и четкий инвестиционный проект. Инвестор вкладывает личные средства, строит дорогу, ставит вагоны. Я понял, что наше население эту тему активно отслеживает, мы будем постоянно, на ежемесячной основе, выдавать пресс-релизы и обсуждать, как продвигается проект. Открыто, совместно с самим инвестором.
- Нет предварительных сроков начала строительства?
- Мы должны дождаться ТЭО, оно должно быть готово во второй половине следующего года. Тогда мы увидим горизонт - начало и конец строительства.
Пока неизвестно, каким будет тариф на проезд в новом трамвае. Впрочем, это касается и общественного транспорта Алматы. Кусаинов осторожно, понимая болезненность темы, сообщил, что тариф могут повысить:
- 80 тенге - низкий тариф. Возможно, после нового года нам придется его поднять. Это острый вопрос, но он назрел. На сколько (тариф может увеличиться. - О. А.), я не могу сказать. В ближайшее время - сегодня или завтра - вопрос не стоит о повышении. Будем решать его вместе с жителями, общественностью. Думаю, весной мы к этому подойдем.
Про автобусы. Акимат будет пересматривать порядок начисления и выплаты субсидий автопаркам (сейчас этот вопрос прорабатывается совместно с Мининдустрии). Городские власти считают, что сейчас перевозчики не отрабатывают те 40 миллиардов тенге, которые им выделяют в качестве субсидий:
- Принцип расчетов субсидий нас не удовлетворяет и не отвечает сегодняшнему дню - они были сделаны десятки лет назад и играют на пользу автопредприятиям. Автопарки говорят, что работают только на зарплату и ремонт. Но наша комиссия - мы внимательно все изучили - не может согласиться с такими субсидиями и расчетами. Мы обсуждали этот вопрос с перевозчиками: кто-то согласен, кто-то нет. Какая-то часть предприятий выражала недовольство: не хватает субсидий! А где мы видим качество от этих перевозчиков? Новые автобусы? С нашим перевозчиком (“Алматыэлектротранс”. - О. А.) такая же проблема!
Сейчас акимат ведет переговоры с инвестором (с каким именно, Кусаинов не уточнил), который готов завезти в Алматы 200-300 автобусов и открыть еще один автопарк - компания как раз ищет землю для этих целей. Власти это приветствуют, подчеркнул замакима. Они за качество перевозок и конкуренцию. Электроавтобусный парк - сейчас в городе порядка 15 таких машин - будет расширен. В начале следующего года владелец автопарка обещал поставить от 50 до 100 новых электроавтобусов.
- Этот год, я думаю, станет переломным, - поделился своим видением Кусаинов. - На следующий год мы планируем много изменений в сфере общественного транспорта: новые требования к перевозчикам, новая политика в этой сфере.
Оксана АКУЛОВА, фото Олега СПИВАКА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы