11586

Тормоза попутали?

Создав прецедент с армянскими авто, правительство сузило поле для маневра при разруливании кризиса с машинами, ввезенными из России и Кыргызстана в обход установленных правил. Теперь у государства только два варианта: или закрыть глаза на бесконтрольный импорт авто из стран ЕАЭС, или полностью поменять правила игры для всех.

Тормоза попутали?

Казахстанских владельцев машин с российскими номерами вдруг решили призвать к порядку. Делали это, как водится, репрессивными методами: по всей стране прошли полицейские рейды, часть автомобилей доставили на штрафстоянки. В ответ получили стихийные акции взволнованных людей с трогательными историями о купленных на последние деньги машинах, которые вовсе не роскошь, а средство передвижения и порой даже существования. И все это очень напомнило начало 2020 года, когда точно так же заставили понервничать тех, кто купил машины в Армении. Еще раньше - водителей авто с киргизскими номерами.

А ведь и для первых, и для вторых, и для третьих правила едины: их автомобили зарегистрированы в странах ЕАЭС. Но, вместо того чтобы применить ко всем единый подход, “иностранцев” гоняют по очереди.

В январе 2020 года ультиматум поставили водителям армянских машин, потребовав вывезти из страны те автомобили, которые находились в Казахстане дольше года. Громом среди ясного неба это нельзя было назвать: правила, которые запрещают автомобилям с иностранной регистрацией экс­плуатироваться в стране дольше 12 месяцев, к тому времени давно действовали. Вот только строгость закона в этом случае компенсировалась необязательностью его исполнения.

За это время страну наводнили десятки тысяч дешевых армянских машин. Этого количества запаниковавших владельцев хватило на то, чтобы продавить не только временную регистрацию за очень символическую плату, но и неоднократное прод­ление крайних сроков для получения желтых номеров. Очередная такая акция от государства позволила армянским машинам находиться в стране до 1 марта 2022 года, то есть сроки продлили еще на год.

А ведь временная регистрация - это классический пример последовательности государства: всего 13 тысяч тенге разных пошлин - и машину можно использовать, пока та не устареет. Одно­временно в стране аккредитовали лаборатории, которые проводили испытания переоборудованных праворульных машин, чтобы и те, кто притащил в Казахстан запрещенные к регистрации праворульки, не остались у разбитого корыта. Но даже при этом легализовать свои машины в Казахстане граждане отчего-то не торопятся, находя для этого тысячи причин. Видимо, поняли, что государство боится их сплоченности.

Пока правительство и полиция носились с автомобилями с армянскими номерами, поток российских машин в страну только возрастал. Перекупщики, к примеру, подержанных японских авто в российском приграничном Омске дают четкие инструкции, как ввезти машины в Казах­стан: заказывая их через аукционы в Японии, нужно озаботиться поис­ком в России надежного человека, на которого можно зарегистрировать транспорт. Судя по всему, их бизнес процветает.

Если армянских машин в Казахстане чуть более 20 тысяч, то российских, по недавним заявлениям главы МВД, все 210 тысяч, причем 88 тысяч из них и вовсе нелегальные.

Получается, что одновременно с поиском компромиссов по армянским машинам в полиции проморгали поток левых машин из России, которых в четыре раза больше, чем всех армянских, вместе взятых! Нелегальные - это те, которые сняты с учета там и не поставлены здесь. Иногда покупатели даже не в курсе, что прежний владелец, который выдал им гендоверенность, снимает автомобиль с учета. Но зачастую о темном прошлом подозрительно дешевой машины продавцы честно предупреждают.

- Я покупала машину в России в декабре прошлого года, смот­рела 10-15 разных, и моя honda первая чистая попалась, - рассказала собеседница “Времени”. - Остальные все были без документов, с кучей штрафов или утилизированы по бумагам в России. Продавцы этого не скрывают. Так можно купить и porsche cayenne за 5 миллионов тенге, и volkswagen touareg за 1,5 миллиона, и новый JAC за 900 тысяч. Так что те, кто купил нелегальную машину, не могли не знать о ее прошлом.

По информации МВД, среди 88 тысяч нелегальных российских авто 600 “на родине” числятся в угоне. Треть из них казахстанские полицейские уже разыскали. Например nissan qashqai, который обнаружили на днях в одном из сельских районов Северо-Казахстанской области, был угнан еще в 2019 году!

Получается, как минимум несколько лет полицейские не замечали десятки тысяч нелегальных российских машин в Казахстане, часть которых еще и с криминальным прошлым. Так же, как продолжают не замечать праворульные автомобили с казах­станскими номерами значительно моложе 2007 года, когда в стране был введен запрет на ввоз авто с правым рулем. На сайтах объявлений они чаще всего идут с пометкой “свежепригнанные”.

Привезти в страну праворульный “конструктор” проще простого. Нужна только помощь полицейских, которые найдут внутри страны старые документы на авто той же марки, провернут хитрую схему по постановке свежей машины на учет, а потом перепродадут, обеспечив весь этот процесс, да еще и накрутив свою маржу. Все равно получается выгодно. Вообще, главная причина всей этой ситуации - деньги.

Любой автомобиль с российской, армянской, киргизской регистрацией как минимум в два раза дешевле аналога на казахстанском вторичном авторынке. Первичная постановка подержанного авто на учет в нашей стране может обойтись в такую же сумму, что и сама машина. Очевидно, идея была в том, что люди такие большие деньги платить не захотят и автохлам в страну тащить перестанут. А тут и местный автопром развернется.

Авторы этой идеи оказались правы лишь в одном: такие пошлины и правда мало кто захотел платить. Люди придумали разные лазейки, чтобы за адекватные деньги все-таки покупать машины посвежее.

Самая рабочая на сегодняшний день схема - зарегистрировать автомобиль в России на знакомого или родственника, чтобы быть уверенным: без твоего ведома авто с учета не снимут и налог будет оплачен в срок. Комментируя недавние облавы на российские машины в городах Казахстана, начальник управления комитета административной полиции МВД Юрий КОЗЛОВ уточнил, что “порядка 120 тысяч автомобилей из России соответствуют требованиям. К ним претензий нет”. Это как раз те, которые имеют легальный российский учет.

Но и здесь не все просто. Такие машины придется один раз в год вывозить из страны как минимум на 30 дней. Впрочем, сейчас это мало кто делает. И мало кто проверяет. Дойдут ли руки у полиции до этого, сложно сказать. Никакой последовательности в этом вопросе ведомство не демонстрирует, хотя и заявляет обратное.

- У нас в стране зарегистрировано более 4 миллионов 200 тысяч единиц техники, они на казахстанском учете, - заявил зампредседателя комитета административной полиции МВД Серик ТУСУПОВ. - Данные требования соблюдаются в полном объеме, поэтому какие-либо исключения для какой-то категории граждан в законе не предусмотрены! Мы предполагаем, что все-таки нужно будет зарегистрировать данные автомашины.

Почти два года назад звучали точно такие же ультимативные заявления в адрес водителей армянских машин. Что было потом, мы знаем.

Российских автомобилей больше в несколько раз. И немалая доля среди них таких, которые вообще нельзя поставить на учет по техническим характеристикам. Например, почти из 9 тысяч российских авто, нелегально находящихся в Западно-Казахстанской области, лишь 290 можно зарегистрировать в Казахстане. Остальные 97 процентов не соответствуют экологическим нормам и просто-напросто подлежат утилизации.

Весь этот автохлам оказался в стране не одномоментно. И нынешние внезапные проверки ничего, кроме очередной волны возмущений, не вызывают. Сейчас снова придется искать компромиссы. Но это опять будут полумеры.

По большому счету, нужно просто менять правила. Сделать их такими, при которых у граж­дан не будет соблазна множить коррупционные схемы и играть с государством в азартные игры. В них обычно не выигрывают ни граж­дане, ни государство.

Ульяна АШИМОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть