Тот ещё квест!
Как наш корреспондент пытался пройти перепись населения в режиме онлайн
Уже более 453 тысяч казахстанцев приняли участие в национальной переписи населения в режиме онлайн. Это по состоянию на утро 7 сентября. Примечательно, что еще 2 сентября количество заполнивших статистический опросник на специальном сайте было чуть больше 32 тысяч, 3 сентября - 93,5 тысячи, 6 сентября -уже 302,1 тысячи. У меня в голове не укладывается: как ответившие смогли разобраться во всей этой головоломке?!
Среди ответивших на вопросы переписи есть и мои две анкеты. Первую я заполнял от своего имени, вторую - от имени жены. И это уже само по себе парадокс.
Дело в том, что свою анкету заполнить полностью я так и не смог. Застопорился на четвертом этапе “Анкетирование”, где респондент заполняет данные о жилищных условиях и вносит индивидуальные данные. Почему не прошел до конца? Потому что онлайн-опросник, на мой взгляд, сделан на коленке, причем сделан людьми, которые в принципе не знакомы с таким понятием, как “алгоритм”, и которые не удосужились продумать правильную, а главное - доходчивую формулировку описания вопросов, из-за чего я допустил фатальную ошибку.
Расскажу по порядку.
Не успел я зарегистрироваться в системе и войти в опросник, как мне тут же на мониторе выскочило уведомление, что мой только что придуманный пароль для регистрации на сайте... уже раскрыт в результате утечки данных! Согласитесь, один только этот факт заставляет усомниться в безопасности сайта переписи sanaq.gov.kz. Если пароли утекают, то и данные, которые вводят люди во время опроса, тоже могут стать достоянием широкой общественности.
А ошибку я допустил на третьем этапе - “Указание членов домашнего хозяйства”. Виртуальный помощник на сайте переписи, который подсказывает респонденту, что от него хотят, пояснил следующее (пунктуация и орфография сохранены в этой и других цитатах ниже по тексту):
“Респондент - лицо, принимающее участие в опросе и отвечающее на вопросы Переписного листа.
Домашнее хозяйство - более расширенное экономическое понятие, применяемое в переписи населения, но в большинстве случаев это семья, состоящая из одного или более лиц, связанных кровным или исходящих из брачных отношений, проживающих совместно в данном жилище, объединяющих полностью или частично свои доходы и имущество и совместно потребляющих продукты питания и т. д. Домашние хозяйства могут состоять из одного лица или группы лиц, не являющихся между собой родственниками”.
Так и хочется воскликнуть: как тебе такое, Илон Маск? Я три раза перечитал этот фрагмент, но так и не понял, что же хотели сказать авторы опросника. Решил следовать логике: поскольку на вопросы отвечаю я, следовательно, я респондент. А моя семья, поскольку проживает со мной в одном жилище, делит со мной мои доходы и потребляет продукты питания совместно со мной, - домашнее хозяйство. Логично же?
Система услужливо меня оповестила, что после нажатия кнопки “далее” данные корректировке не подлежат, и поинтересовалась, указал ли я всех членов домашнего хозяйства. Заметьте, не респондентов.
Я представил в анкете себя респондентом, а жену и детей - домашними хозяйствами. И только при заполнении анкеты на том самом четвертом этапе, когда я не смог указать, что супруга приходится мне женой, а мои дети - мне сын и дочь, я понял, что надо было их указать респондентами, хотя они сами не принимали участия в переписи.
Вот и получилось, что у каждого члена моей семьи есть своя трехкомнатная квартира, которая, правда, находится по одному и тому же адресу! И каждый член моей семьи - глава отдельного домашнего хозяйства.
Ну и какие проблемы? По идее, нужно просто вернуться назад и исправить допущенную ошибку. А вот фигушки! Составители опросника возможность исправления ошибок не предусмотрели совсем. Вот то всплывшее оповещение (которое я процитировал выше) должно было меня насторожить. Но не насторожило, потому что свою ошибку я понял только после перехода к четвертому этапу.
Примечательно, что в рубрике “Часто задаваемые вопросы” на сайте переписи указано (выделено мной): “После отправки заполненных Переписных листов данные не редактируются. По завершению опроса заполненные данные не подлежат корректировке, но до отправки данных имеется возможность просмотреть заполненные данные и при необходимости внести изменения в переписных листах”. Что за каламбур?!
Кстати, о рубрике “Вопросы и ответы”. Есть там вопрос “Будут ли спрашивать размер моего дохода?” Составители опросника на голубом глазу отвечают: “Нет, не будут. Задается только вопрос об источнике дохода - работа по найму, пенсия, пособие, стипендия, иждивение”. А в индивидуальном опроснике есть пункт 35.1 - “Укажите ваш примерный доход за месяц”! Это как понимать? Сами придумали - сами забыли?
Но вернемся к процессу заполнения. О, мягко говоря, очень странных вопросах газета “Время” уже писала (см. “Опросник недоумения”, “Время” от 4.9.2021 г.), поэтому подробно останавливаться на них не буду. Но пару моментов все же отмечу. Вначале я упоминал о том, что составители опроса не знакомы с понятием “алгоритм”. А ведь это важнейшее составляющее любого опроса! Должен быть алгоритм последовательности вопросов. Ну, к примеру, если вы на вопрос “Сколько у вас детей?” отвечаете “Нисколько”, то система не должна далее спрашивать “Какого возраста у вас дети?” Верно же, логично? Этот вопрос должен автоматически пропускаться. Но в нашей переписи алгоритмы отсутствуют напрочь. Это хорошо видно при заполнении анкет за детей. Как можно, зная, что ребенку 7 лет, спрашивать, учится ли он в школе или вузе? Как можно при ответе “Ребенок живет на иждивении” интересоваться следующим вопросом: “Каков размер его дохода?”
И таких нестыковок масса.
Причем обязательно имейте в виду, это важно: для того чтобы пройти нынешнюю перепись в онлайн-режиме, вам необходимо загодя приготовить, иметь под рукой все документы вашего бытия, вплоть до архивных. Потому что львиную долю вопросов нельзя пропустить, на них нужно ответить обязательно. К примеру, если вы не укажете, из чего построен ваш дом, вы не сможете продвинуться в системе дальше. А для того чтобы ответить на этот вопрос, вам, если вы не специалист и не разбираетесь в стройматериалах, необходимо будет погуглить, чем отличается крупнопанельный дом от каркасно-панельного или монолитного.
Еще один немаловажный нюанс: если вы состоите во втором или третьем браке, то вам нужно будет указать дату вступления в первый брак. Не помните? Свободны!
Отдельного упоминания заслуживает и вопрос: “Вакцинировались ли вы против коронавирусной инфекции?” Варианты ответа - “да”, “нет, не планирую по медицинским показаниям”, “нет, не планирую по личным убеждениям”, “планирую”. А как быть тем, кто вакцинировался только одним компонентом и после этого стало нельзя по медицинским показаниям? Куда себя отнести - к красивым или к умным?
Но главная ущербность этого опросника, повторюсь, все же невозможность исправления ошибок, допущенных в первую очередь из-за пространных и весьма непонятных пояснений. Когда я заполнял анкету во второй раз - уже от имени супруги, сделал вроде все правильно: записал членов семьи респондентами, а не домашними хозяйствами. Но столкнулся с другими трудностями. К примеру, не смог идентифицировать себя по отношению к жене. При выборе любого ответа на мониторе всплывало сообщение “недопустимые значения”. То же самое было и когда заполнял анкеты на детей. Так и не удалось указать, что мы с женой являемся для них родителями! Пришлось просто пропускать ответ на этот вопрос.
При общем бюджете нынешней переписи населения в 9,1 млрд тенге организаторы переписи истратили, по их же данным, 3,5 млрд тенге. В эту сумму наверняка входят и расходы на создание такого, простите, криворукого сайта. Как тут не вспомнить нашумевшую историю про чешских программистов, за два дня бесплатно разработавших приложение и сайт, на которые чешское правительство хотело выделить почти 16 млн евро! Может, и нашему Агентству по стратегическому планированию и развитию, под зонтиком которого функционирует Бюро национальной статистики, нужно было просто бросить клич среди отечественных программистов и разработчиков? Глядишь, сделали бы опросник и понятнее, и дешевле!
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы
ВМЕСТО P.S. Согласно данным сервиса проверки посещаемости сайта Alexa сайт национальной переписи населения Казахстана посещают 770 человек в день. А другой популярный сервис проверки sitechecker.pro и вовсе не показал результаты посещаемости, потому что “не хватает трафика для получения надежного результата. Обычно для получения результата требуется более десяти тысяч уникальных посетителей в месяц”. Из этого вытекает еще один вполне логичный вопрос: о каких сотнях тысяч прошедших опрос заявляет Бюро национальной статистики?