3272

Куда же дунет ветер?

В Алматы общественности представили проект долгожданного документа, согласно которому при застройке города должен учитываться ветровой режим.

Куда же дунет ветер?

Не секрет, что крупнейший город страны имеет весьма сложные географические условия, которые оказывают сильное влияние на экологическую обстановку. Расположенный у подножия Заилийского Алатау город плохо продувается, а хаотичная застройка, затрудняющая свободное движение воздушных масс вдоль рек и улиц, еще больше усугубляет ситуацию. Помимо очевидной проблемы загрязнения воздуха существует еще одна, на которую горожане жалуются, но причин ее не всегда понимают. Речь об изматывающей жаре, когда температура в летний период порой достигает 40 градусов. И дело тут не только в глобальном потеплении, на которое обычно грешат как обыватели, так и некоторые экологи.

- Существует так называемый остров тепла. Мы все понимаем, что застроенные территории - это искусственно созданные человеком условия. Очень часто застройка и улично-дорожная сеть ввиду определенных особенностей строительных материалов также способствуют выделению тепла и повышению температуры в городе. А температура в городе зачастую намного выше, чем на окружающей его территории. И над этим фактором тоже следует задуматься, - пояснила в ходе состоявшегося на днях общественного обсуждения советник НИИ “Алматыгенплан” Мария ШИРОКОВА.

В этом контексте важную роль играют градостроительные решения. Разработан проект технической спецификации на проведение научно-исследовательских работ по разработке архитектурно-градостроительных решений для очистки воздушного бассейна Алматы от смога с учетом ветрового режима. Эти решения специалисты условно называют проектом аэрации. Заказчиком выступит, как ожидается, управление городского планирования и урбанистики, а исполнитель будет определен конкурсным путем. Стоимость работ - 201 миллион тенге, срок - 15 месяцев с момента заключения договора.

Работы по проекту аэрации будут состоять из двух этапов. Первый - метеорологический мониторинг территории города, который должен вестись на протяжении года, чтобы охватить все погодные сезоны и учесть их особенности. Второй этап включает комплексное исследование ветрового режима и разработку рекомендаций для градостроительного и архитектурно-строительного проектирования города.

На основании полученных результатов городские власти смогут вносить изменения и дополнения в генплан развития Алматы, проекты детальной планировки районов, правила формирования архитектурного облика и градостроительного планирования и, возможно, даже в нормативные госакты. Таким образом, появится еще один инструмент влияния на застройщиков с их неуемными аппетитами.

- Чтобы внести изменения в нормативно-правовые акты, работа должна быть проведена согласно государственному нормативу, - продолжила Мария Широкова. - Такой норматив существует, он принят в 2017 году по еврокоду, то есть по нормативам, которые сегодня действуют во многих развитых странах. Он называется “Ветровые воздействия”. Часто мы слышим, что какая-то застройка в нашем городе мешает ветровым потокам, какая-то нагрузку не выдерживает, какая-то, возможно, имеет неправильную конфигурацию. И как раз этот норматив позволяет расчеты производить. В 2017 году “Казгидромет” провел большие исследовательские работы на всей территории Казахстана и составил нормы нагрузки, которые позволяют проводить определенные расчеты. Этот норматив предусматривает разработку параметров, уточнение их на конкретной территории. И как раз таки с учетом уникальных особенностей Алматы разрабатывается проект, который позволит законным образом где-то что-то ограничивать (это касается плотности и высотности зданий), а где-то, наоборот, развивать парки, скверы, арычную сеть и т. д. Без нормативно-правового обоснования мы законных мер принимать не сможем.

В ходе обсуждения документа участники высказали свое мнение, касающееся технической спецификации и проекта аэрации в целом.

- Само по себе исследование ветрового режима - это интерес­ная задача, она должна быть решена в городе, - сказал, в частности, экоактивист Павел АЛЕКСАНДРОВ (Плотицын). - Но я опасаюсь того, что власти будут всячески тянуть сам процесс: мол, мы тратим 200 миллионов тенге на исследование ветрового режима и давайте подождем, пока исследования будут готовы, чтобы продолжать что-либо делать с качеством воздуха. Вот что меня беспокоит.

В ответ Мария Широкова парировала, что такая работа в любом случае нужна и надо с чего-то начинать. Тем не менее это и другие замечания и предложения разработчики пообещали рассмотреть и принять во внимание.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть