3481

Муки образования

В Казахстане разрабатывают новый национальный проект на 2021-2025 годы. Называется он “Образованная нация”. Задачи, как всегда, грандиозные. Очередной план с громким названием должен вывести отечественное образование на новый качественный уровень.

Муки образования

Сколько их уже было, вспоминать страшно. Но все больше мимо кассы. Попытка номер …дцать героически предпринимается Министерством образования и науки в условиях, когда не все еще отошли от обновленки и успели свыкнуться с мыслью, что за ней последует 12-летка. Чтобы было понятно, о чем речь, см. подборку “Ключевые пункты...”.

Проект еще не принят, он в процессе обсуждения. Чиновники ждут обратной связи от педагогического сообщества и всячески демонстрируют готовность слушать. Как раз о том, что можно было бы изменить, говорили во время обсуждения нацпроекта “Образованная нация”, которое организовала Казахстанская ассоциация непрерывного образования.

- Я в недоумении: какая необходимость разрабатывать новый документ? Он во многом дублирует государственную программу развития образования до 2025 года, принятую полтора года назад! Я не вижу смысла тратить человеческие ресурсы и деньги на то, чтобы внедрять другой документ на тот же самый период, - высказалась директор бюро образовательных технологий UniverSity, преподаватель Жанна МЕНДЫБАЕВА. 

- Выполните обязательства, которые вы уже на себя взяли! Мы утратили логику разработки документов. Пишем нацпроект “Образованная нация”, но не разъя­сняем, что это такое. В итоге в документах, которые мы получаем для переработки и реализации, раздрай. Почему никто не думает о системном и последовательном подходе к образованию?

Эксперт по качеству образования при правительстве, профессор, педагог-психолог Федор ВАССЕРМАН считает, что нужно пересмотреть задачи нацпроекта, касающиеся школьного обучения. Согласовать этот документ с концепцией доктрины образования. В январе ее начали разрабатывать на базе Академии образования, но сейчас она не связана с нацпроектом. Сделать упор на подготовку и поддержку корпуса директоров школ, ведь без грамотного управления не пойдет ни одна реформа. И внедрить нацио­нальную оценку качества работы школ, которая в первую очередь будет учитывать мнение общества и родителей.

- Меня интересует задача №2, связанная с повышением результатов по итогам PISA, - отмечает Вассерман. - Мы знаем, что подводить их будут не в 2025-м, а в 2022 году, так как через год в этом тестировании будет принимать участие 1000 казахстанских школ. Сразу возникает вопрос: какое отношение эти показатели имеют к нацпроекту “Образованная нация”? Россия вошла в топ-10 стран по PISA, у них неплохие результаты. Но несмотря на это, они недовольны своим образованием, потому что школа должна учить мыслить, а не только читать и писать. Поэтому я бы хотел обратить внимание на то, что упущен смысл. Что мы имеем в виду, когда говорим об образованной нации в Казахстане?

- Сейчас нам нужна национальная система анализа и оценки качества образования, - продолжает профессор. - Внедрили обновленку, сейчас Министерство образования признает, что не все пошло так, как планировалось. Но мы так и не услышали, что именно не получилось. К чему мы должны двигаться сейчас? Нам было сказано, что будут разрабатываться новые программы и учебники. Опять же, что не так со старыми? Анализа нет, значит, снова могут возникнуть проблемы. Когда в 2015 году внедряли обновленку, на заседании правительства я прямо сказал: нужно вводить мораторий на эту систему - последствия будут плачевными. И мои опасения подтвердились. Сейчас мы опять наступаем на те же грабли.

Президент Казахской лиги экс­пертов образования Гульнара АБИШЕВА поддержала коллегу и вполне резонно спросила:

- Мы в последнее время слышим и от нашего министерства, и от Академии образования: “Обновленка в какой-то степени себя не оправдала. Будем корректировать программы, вносить изменения в учебники, ошибки исправлять”. Но почему пункта по улучшению качества содержания образования нет в национальном плане? Кроме этого Минобр заявляет, что в ближайшие годы будет внедрена 12-летка, затем произойдет переход на латиницу. Но этого опять-таки в нацплане нет. Как мы будем двигаться по этим маршрутам, абсолютно непонятно.

В целом эксперты обсуждали и дошкольное, и высшее образование. Предложений было немало. Главное, чтобы в Минобре не просто слушали, но еще и слышали.

Ключевые пункты нацпроекта “Образованная нация”

Задачи

1. 100 процентов дошкольных организаций предоставляют качественное обучение и воспитание на основе новой модели раннего развития.

2. Повышение уровня образовательных достижений обучающихся по итогам PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. - О. А.) на 30 баллов и сокращение разрыва между городом и селом в 2 раза.

3. 100-процентный охват всей желающей молодежи качественным бесплатным ТиПО (техническое и профессиональное образование. - О. А.).

4. Увеличение количества казахстанских вузов, конкурентоспособных на мировом и региональном уровнях.

Стратегические показатели

1. Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного/среднего образования: 2021 год - 68,4 процента, 2022-й - 71,3, 2023-й - 74,2, 2024 год -77,1 процента, 2025-й - 80 процентов.

2 . Качество профессионально-технического образования - Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Место в рейтинге: 2021 год - 90-е, 2022-й - 86-е, 2023-й - 82-е, 2024-й - 79-е, 2025 год - 75-е.

3. Количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR, топ-200: с 2021 по 2024 год - два вуза, в 2025 году их должно стать три.

Ожидаемый социальный эффект

1. Охват детей 2-6 лет дошкольным воспитанием и обучением - 95 процентов, 3-6 лет - 100 процентов.

2. 100 процентов школьников обучаются в условиях одно-, двухсменных школ (ликвидация трехсменных школ).

3. Предоставление бесплатной первой рабочей профессии для всех желающих.

4. Более 75 000 молодых людей смогут получить бесплатное высшее образование.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть