2984

Мастер-классом по бездорожью

О развитии внутреннего туризма в последние годы чиновники разных уровней говорят много и с жаром. А в условиях пандемии коронавируса эта тема стала звучать с удвоенной силой.

Мастер-классом по бездорожью

Благо в Казахстане есть немало уникальных природных и исторических памятников, которые могут привлечь сотни тысяч туристов. Акиматы и профильные управления разрабатывают проекты, строят грандиозные планы и получают на их реализацию из бюджета многомиллионные средства. Казалось бы, приезжайте, люди добрые, отдыхайте, любуйтесь красотами. Но что же происходит на самом деле? Наш корреспондент на примере Алматинской области убедилась, что не все так радужно, как это представляют в своих отчетах чиновники.

Когда правительство заявило о начале строительства автомобильной дороги Западная Европа - Западный Китай, радости жителей Уйгурского района не было предела. Они были уверены, что эта трасса благоприятно повлияет на социально-экономические показатели района. Как и было обещано, за короткий срок вдоль территории Уйгурского района легла шикарная бетонная дорога. Едешь по ней - будто летишь.

Но как только сворачиваешь с бетонки, словно в далекое прошлое попадаешь. Дорога выглядит так, будто ее бомбили с воздуха - вся в глубоких рытвинах и ухабах. Даже ямочный ремонт не помогает.

- Мы с семьей едем отдыхать на горячие источники. Можно было бы и почаще сюда приезжать, но из-за такой страшной дороги нет желания. Как только с автобана поворачиваешь, ехать невозможно, - жалуется водитель иномарки Бауыржан ИСЛАМОВ, которого мы встретили на этом участке дороги.

Вроде бы мелочь, всего-то 40 км, но этот отрезок пути сильно влияет на туристический поток, уверяют предприниматели, чей бизнес сосредоточен вокруг природных красот Уйгурского района.

- В связи с пандемией начал развиваться внутренний туризм. Люди едут отдыхать в Алтын-Эмель, на Кольсайские озера, в Чарынский каньон, Арасан, - перечисляет туристические места предприниматель Бахтияр АБДУЛМИНОВ.

 - Однако дорога оставляет желать лучшего: автобусы не выдерживают, туристы подвергаются опасности. Состояние дороги просто ужасное. Если этот отрезок пути отремонтировать, туристический поток увеличился бы как минимум в три раза.

Между тем управлению туризма Алматинской области только в 2020 году на реализацию государственной политики в области туризма было направлено 374 млн тенге. Видимо, эти деньги были потрачены на проведение “круглых столов” и конференций в пятизвездочных отелях Алматы, как это любят делать чиновники от областного управления туризма. В этом году сумму увеличили до 557,3 миллиона. Так что можно затевать новые прожекты.

Возьмем, к примеру, только один проект - “Алтын аймак Жетысу”, который с треском провалился. Три года назад в Талдыкоргане был запущен информационный центр для туристов. Открытие состоялось в рамках международного форума Zhetysu Travel-2018. Этот центр должен был оказывать туристам консультативную поддержку. То есть информировать людей о туристическом потенциале области, обеспечивать картой, путеводителями, атласами горных маршрутов, брошюрами и анонсами культурно-массовых мероприятий.

Еще он должен был для гостей организовывать экскурсии, обеспечивать сувенирной продукцией, подключать к местным операторам сотовой связи, выбирать гостиницы... А чтобы поездка была комфортной, приобрели шесть автобусов.

- Центр является одним из лучших, возможно, самым лучшим в Казахстане. В нем работают профессионалы в сфере туризма. Они смогут помочь любому желающему посетить достопримечательности Алматинской области. Каждый сотрудник владеет тремя языками, поэтому языковой барьер не станет проблемой. С помощью шести новых туристических автобусов будут осуществляться поездки во все точки туристского интереса, - во всеуслышание заявила на открытии центра руководитель областного управления туризма Жанара АЛЧИМБАЕВА.

К сожалению, помпезно презентованный центр так и не стал ядром туризма Жетысуского края. Работа сотрудников сейчас ограничивается лишь проведением “круглых столов” и организацией сомнительных мастер-классов. А автобусы стоят на приколе.

Тем временем президент туристической компании Бахтияр Абдулминов ломает голову над соединением всех объектов природной красоты Жетысу в единую цепочку. Чтобы турист, прибыв к одному памятнику природы, захотел посетить и другие уникальные места Семиречья.

На одной из туристических выставок он поделился своей идеей о создании маршрута по типу Золотого кольца России, который бы проходил по уникальным памятникам истории и природы. Его поддержали другие бизнесмены и, конечно же, акимат Алматинской области.

Был разработан интересный проект под названием “Алтын аймак Жетысу”. По замыслу авторов в течение недели турист мог посетить все четыре национальных парка с проживанием, питанием, трансфером. Проект давал хорошие возможности увеличить приток туристов. Заключили соглашение с национальными парками и Министерством сельского хозяйства. Подготовили квалифицированных специалистов, хороший туристический продукт для гостей... Проще говоря, сделали все для того, чтобы внутренний туризм стал привлекательным.

- Мы долгие годы шли к тому, чтобы турист выбрал нас, а не моря и забугорные страны. Разработали маршруты с остановками точно по времени, установили приемлемые цены. Но когда достигли желаемого результата, встал вопрос, как им добираться до нас, - сетует Бахтияр. - Стали уговаривать управление туризма Алматинской области помочь с рейсовыми автобусами, которые отъезжали бы из Алматы и Талдыкоргана.

Туроператоры доказывали необходимость передачи автобусов, но чиновники от управления туризма то ли не понимали важность, то ли не хотели быть причастными к развитию внутреннего туризма, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

- В нашей компании имеется свой автопарк с 25 автобусами, но они технически устаревшие и не приспособлены для маршрутов на дальние расстояния. А люди хотят ездить с комфортом. Цена такого автобуса сто тысяч евро. У тур­операторов таких денег пока нет, - вздыхает бизнесмен. - Вспомнили о шести новых туристических автобусах управления туризма, однако нам их не дали. Не знаю, как это оформить юридически.

Между тем, как уверяют представители местной власти, чтобы провести какую-либо инфраструктуру, нужно присвоить курортной зоне официальный статус.

- Мы в конце 2020 года получили генплан, теперь нам остается получить статус. Затем проведем всю инфраструктуру. А на сегодняшний день не можем выделить деньги даже на питьевую воду, не можем организовать медпункты, - поясняет заместитель акима Уйгурского района Алимжан ХУСУРОВ.

Пока решается вопрос с определением статуса, немногочис­ленным туристам приходится наблюдать безрадостную картину: из-за отсутствия полигона твердых бытовых отходов весь мусор свозится в ближайшие овраги и карьеры.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото предоставлены пресс-службой акимата Алматинской области, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть