3163

Плати и кати

Станут ли экопосты на подъездах к Алматы реальным заслоном против вонючих авто

Плати и кати

Чуть меньше месяца назад в Алматы заработали два обновленных экопоста. Обещали, что каждые две недели на подступах к городу станет появлятьсяпо одной новой точке контроля. Мы проехали по Алматыи убедились: диверсанту на автовонючке объехатьэти посты трудане составит. Новых постов покане добавилось. Да и сам принципих работы сложно назвать защитой для города.

...Движение на Кульджинском тракте не прекращается даже ночью. В город на работу первые ласточки начинают пробиваться уже в предрассветные часы. Садятся за руль пораньше, чтобы не застрять в пробке. Те, у кого рыльце в пушку, вернее, выхлоп в дыму, прежде старались обойти старый экопост. Теперь идти на эти жертвы незачем.

Экопост, год назад ставший блокпостом, несколько месяцев был закрыт, теперь заработал снова. Но в часы, очень удобные нерадивым владельцам вонючих авто. Боишься штрафа - въезжай в город ночью или преспокойно чади в пробке.

Как отметил заместитель начальника местной полицейской службы Алматы Ержан УЗАБАЕВ, чтобы не создавать заторы, автомобили в часы пик на проверку не останавливают, а из сооб­ражений безопасности работают пока только в светлое время суток.

- Это вынужденная мера. Опыт прошлых лет показал, что, проводя замеры в ночные часы, наши сотрудники сталкивались с неадекватным поведением автовладельцев, - поясняет Ержан Узабаев. - Экопосты заработают в ночные часы, когда там будут дежурить сотрудники СОБРа.

Вопрос, смогут ли работающие таким образом экопосты хоть сколько-нибудь очистить воздух Алматы, избавив от заезжего транс­порта с грязным выхлопом, и полицейские, и экологи от акимата оставляют без ответа.

Мы на посту “Думан”, что на Кульджинском тракте. Время - полдень, поток машин большой. Инспектор дорожной полиции то и дело выходит на проезжую часть, выбирая авто в потоке. Авто с душком необязательно выглядит великовозрастной развалюхой. Иногда дымный шлейф сопровождает и свежие модели. Часто возможную неисправность выдает внешний вид авто: неухоженное снаружи - значит, и нутро автомобиля ждет визита на СТО.

Владелец остановленной “делики” спокоен: его дизелю замеры на дымность не страшны. Сам живет в пригороде, занимается ремонтом бытовой техники, и по работе ему частенько приходится мотаться по окрестностям Алматы. Топливную систему отрегулировал несколько лет назад, но часто заезжает на диагностику. На замерах, как и следовало ожидать, чисто.

Взмах жезла, и в карман для замеров въезжает довольно бодрая Daewoo Nexia. Инспектор берет под козырек. Авто на нейтралку, водитель послушно газует. Нажать на секретную кнопку и накрутить выхлопы ни инспектор, ни дежурящие на посту экологи не могут - процесс автоматизирован. Машина исследована. Данные в базе. Выхлоп превышен. Составляется протокол.

Штрафы пока небольшие: по статье 334 Кодекса об административных правонарушениях для физических лиц - два МРП (в этом году один МРП - 2917 тенге) и пять МРП за повторное нарушение. Фактически плати и катайся дальше, попыхивая дымком. Развернуть дымящее авто, не пустить в город или скрутить номер - такие меры к водителям авто с нарушением не применяются. Вся надежда на июльское повышение штрафов, согласно которому они вырастут в пять раз и для физических лиц составят уже 10 МРП, а для юридических лиц - 100 МРП. Тогда разъезжать на своем драндулете, собирая штрафы, будет уже ощутимо дороже - уж лучше раскошелиться и устранить неис­правности.

Что ж, поглядим. А пока к нам на прием въезжает BMW. Давя на газ, водитель печалится. И есть от чего - по результатам замеров превышение выхлопов в восемь раз! Штраф-то этот “мас­ложор” заплатит, но починит ли свою колымагу?

А у нас после него вынужденная пауза. Сотрудники экопоста меняют фильтр в оборудовании. Процедура занимает несколько минут - по трубкам системы необходимо еще и воздух прогнать.

- После каждого десятого замера необходимо произвести замену фильтра, - поясняет заместитель директора департамента по экологическому мониторингу автотранспортных средств Алматы Александр БЕЛЬФЕР. - Иногда после автомобилей с запредельно завышенными показателями фильтр приходится менять тут же. Основная причина грязного выхлопа - неисправность топливной системы. Устранить ее в интересах самого водителя, иначе у него и расход бензина будет превышен, и замену масла придется делать чаще.

Ответственности с водителей за поддержание своего автомобиля в боевом состоянии, разумеется, никто не снимает. Но не стоит сбрасывать со счетов и то, что практически все они обязательный техосмотр прошли, и никто на это внимания не обратил. А если быть совсем уж честными, то и качество бензина тоже вызывает много вопросов.

Отвечая на вопросы, заместитель руководителя управления зеленой экономики Алматы Айдын ТЕМЕШЕВ отпираться не стал.

- Да, есть жалобы на качество топлива и сомнения в достоверности техосмотра, - отмечает Айдын Темешев. - Но вопросы проверки качества автомобильного топлива и работы станций техосмотра в функции акимата не входят.

Следующее авто, которое при нас тормознули для техосмотра, - иллюстрация предприимчивости и изворотливости.

- Произвести на этой машине замеры мы не можем, - разводят руками спецы-экологи.

Причина - свисток, приваренный к глушителю для красоты и специфического звука скоростной езды. Крестообразная железяка намертво закрывает вход для газоанализатора. А если и удастся его туда вставить, назад целым не вытащить - были случаи. Вот и приходится таких тюнингованных отпускать восвояси, к досаде полицейских инспекторов, ведь наказание за такого рода пере­оборудование авто еще не предусмотрено.

На особом прицеле у экологов сейчас автомобили-трудяги. Для грузового транспорта и строительной техники акиматом Алматы и департаментом полиции разработан специальный маршрут и значительно снижено число разрешений на въезд в город. Загнать спецтехнику в своеобразное гетто, сосредоточенное в квадрате определенных улиц, помогут мобильные лаборатории. Передвижные экопосты будут отлавливать чадящие грузовики в потоке, проводить замеры и помимо штрафа изымать пропуск. Движение в городе для проштрафившихся авто будет ограничено, а автомобиль водворен на производственную базу для устранения неполадок. На обновленный грузовой транспорт будут выдавать новые пропуска.

- В 2020 году в городе было зафиксировано 34 тысячи грузовых авто в сутки, - отмечает руководитель управления зеленой экономики Алматы Наталья ЛИВИНСКАЯ. - Во время пандемии движение таких машин разрешалось по пропускам. По ним они могли передвигаться выше проспекта Райымбека и в верхней части города. Всего в прошлом году было выписано 1620 пропус­ков. Однако снижения динамики загрязений мы не зафиксировали. Принято решение уменьшить количество грузового транспорта, въезжающего в город. Для верх­ней части Алматы до 500-600 единиц грузового транспорта при его полном соответствии экологическим нормам.

А вот вопрос относительно достоверности самих замеров пока что открыт. Автоактивист и наш коллега, корреспондент интернет-издания kolesa.kz Алексей СТАРКОВ уверен: замеры проводятся с нарушениями.

- Перед проверкой хоть на стационарном экопосту, хоть передвижной лабораторией необходимо замерить температуру масла и скорость движения в системе коленчатого вала. Но эти датчики вообще не присоединены к измерительными приборам, - рассказывает Старков. - Необходимо также проверять давление и температуру окружающего воздуха, потому что по правилам проверка не должна производиться при температуре выше 35 градусов и ниже минус 10. Это прописано и в руководстве по эксплуатации используемых на экопостах приборов “Автотест” и “Мета-01”. Получается, что замеры практически нельзя проводить зимой и в летнюю жару.

Руководитель проекта ТОО “Экосервис-С” Райдин КАСЫМОВ, которое занималось модернизацией алматинских экопостов, парирует:

- Эти стандарты разработаны для проверки автомобилей на станциях технического обслуживания. Там не исключены ситуации, когда автомобиль может остыть в ожидании своей очереди. Тогда действительно нелишне будет прогреть. Но здесь, на трассе, автомобиль находится в движении, и необходимость в этих манипуляциях исчезает. Если в автомобиле неисправна топливная система, при проверке будут превышены нормативы в любом случае.

Однако, как отметили в комитете метрологии, отсутствие тахомет­ра и датчика температуры масла не гарантирует точности проводимых измерений. 

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть