Покатались - и хватит
Петропавловцы с грустью проводили семь новеньких автобусов Yutong. Когда их торжественно презентовали, местные власти громко заявили, что скоро на городских маршрутах таких будет сто. Но спустя три месяца в сеть попало видео, на котором “ютонги” грузят на автовозы.
В прошлом году аким Северо-Казахстанской области Кумар АКСАКАЛОВ заявлял о том, что выделяется 750 миллионов тенге на покупку автобусов, которые передадут в лизинг транспортным предприятиям. И вот в декабре, как и планировали, разыграли конкурс на покупку 100 автобусов, а в первых числах нового года их даже показали горожанам. Не сто, правда, а лишь семь. Но ведь новенькие!..
А спустя несколько дней они исчезли с городских маршрутов. Последовали путаные заявления перевозчиков о том, что это был тестовый запуск.
В городском акимате сообщили, что проблемы у семи новых автобусов были с программным обеспечением: отсутствие датчиков расхода топлива, учета пассажиропотока, не было информационного табло. “Заводом-изготовителем техника была представлена на тест-драйв. В ходе тест-драйва были обнаружены недостатки. В настоящее время автобусы направлены на доработку и дополнительную комплектацию”, - значилось в официальном комментарии профильного отдела акимата Петропавловска.
Обещанных ста автобусов, как вы уже догадались, на улицах города так и не появилось. Сейчас курсируют китайские “зайчики” Shaolin и российские пазики. Горожане уже устали критиковать их техническое состояние: они то вспыхивают прямо на линии, то не выходят на маршрут из-за поломок. Всего за два года количество автобусов в Петропавловске сократилось с 360 до 190 единиц, 70 процентов из которых технически устарели.
Стоит ли говорить, что такой итог вызвал волну разочарования среди местного населения. Кумар Аксакалов тогда заявил, что процесс забюрократили чиновники. Деньги из бюджета выделены, а результата нет! И добавил, что “не позволит превращать хорошую инициативу в объект для критики”.
Правда, непонятно, какой смысл чиновникам от областного акимата волокитить поручение своего шефа.
Вообще, все нововведения в сфере пассажирских перевозок в Петропавловске буксуют на ровном месте. Ситуация, кажется, устраивает только самих перевозчиков. Они без конца жалуются на жизнь, но ничего менять не торопятся. До сих пор не получается провести подробный мониторинг пассажиропотока. И доподлинно неизвестно, сколько на самом деле зарабатывают транспортники на том или ином маршруте, нужны ли этим предприятиям субсидии, адекватен ли тариф, есть ли резервы для того, чтобы поднять зарплату водителям, и так далее. Что примечательно: те семь новых автобусов, которые до недавнего времени колесили по городским улицам, так и не взял себе ни один перевозчик. Автобусы курсировали по городу даже без номеров!
В пассажирских перевозках Петропавловска (как, впрочем, практически во всех городах республики) давно фунциклирует совершенно непрозрачная система. Стоит ли говорить, что и введение электронного билетирования пассажиров перевозчики поначалу попросту саботировали. Сегодня лишь на четырех городских маршрутах действует система электронного билетирования. Вот весь декабрь прошлого года на базе 27-го маршрута вели учет пассажиропотока. Правда, для чистоты эксперимента учитывали не только данные валидаторов - тем, кто платил наличными, по старинке выдавали билеты. И получилась интересная картина. Реальное количество пассажиров почти вдвое превысило данные из отчета перевозчика. Кстати, в среднем по Петропавловску пассажиропоток, по данным горакимата, занижен перевозчиками как минимум в 1,3 раза.
В свое оправдание, почему они не торопятся взять новые, удобные для пассажиров автобусы, перевозчики кивают на их дороговизну. Средняя стоимость “ютонгов” - 40 миллионов тенге плюс еще дорогие эксплуатация и содержание - топливо, запчасти...
Но кто защитит интересы пассажиров? За неполных три месяца горожане успели почувствовать разницу между старыми холодными автобусами и новыми машинами, в которых гораздо комфортнее и просторнее, есть даже система очистки воздуха с бактерицидной установкой.
Между тем сроки обновления автобусного парка опять сдвигаются. Если раньше в акимате заявляли, что к маю выпустят на линии все 100 автобусов, то теперь осторожно надеются, что это получится сделать только до конца 2021 года. Если получится...
Ульяна АШИМОВА, фото из соцсетей и предоставлены пресс-службой облакимата, Петропавловск