Базар вокруг вокзала
Как власти Атырау едва не вбили клин между городом и селом
Акимат нефтяной столицы ищет варианты увеличения пропускной способности железнодорожного вокзала. И пока не нашел ничего лучшего, как экспроприировать под это дело расположенный по соседству с “железкой” комплекс автобусной станции, находящийся в частном управлении. Реакция людей не заставила себя долго ждать.
Автовокзал, распахнувший двери для пассажиров более 10 лет назад, расположен в удобной для жителей районов Атырауского региона локации: он в трех шагах от центрального рынка, где по обыкновению закупают товары и продукты сельчане. Так гораздо дешевле, чем отовариваться в их магазинчиках и бутиках по месту жительства. А тем, кого ждет более длительное наземное путешествие, не представляет большого труда пройти с вещами от автовокзала на перрон железнодорожного, который под боком.
Поэтому неудивительно, что именно сельчане первыми возмутились разлетевшейся недавно по округе новостью: городской акимат намерен перенести к черту на кулички автовокзал в Атырау - более чем на 5 км (!) от места действующего комплекса автостанции.
- Всегда езжу автобусами через наш автовокзал. И то, что его собираются перенести едва ли не за окраину города, восприняла печально. Это очень несподручно будет, - не скрывает недовольства планами атырауских властей местная жительница Нургуль ДЖУМАГАЛИЕВА.
Атыраучане, пользующиеся межрайонными автобусными маршрутами, собрали подписи (на данный момент их уже более 3000) под письмом, адресованным акиму Атырауской области Махамбету ДОСМУХАМБЕТОВУ, с просьбой не переносить автовокзал. То место, где власти предлагают оборудовать новую автостанцию, очень неудобное в плане месторасположения, причем рядом... с кладбищем. Какой уж тут рынок… Да и здание, предлагаемое городским акиматом под вокзал, больше подходит для... общественной бани, полагают авторы петиции.
Надо ли говорить, что не испытывают восторга от возможных перемен и шесть межрайонных автоперевозчиков.
Ну и, конечно же, явно не пришлись ко двору планы горакимата нынешнему владельцу автовокзала Вадиму СИНКЕВИЧУ.
- Автостанцию мне передали в доверительное управление в 2018-м на пять лет. Что тут было раньше? Обшарпанное здание, страшные туалеты, одна касса с длиннющим перерывом на обед. Передо мной поставили условия снизить стоимость проезда, ввести электронное билетирование пассажиров, ну и в целом порядок обеспечить на автовокзале. Я все это выполнил и даже больше: для колясочников подъездные пути сделал, новые автобусы закупил, даже антитеррористический паспорт на здание получил, - рассказывает Синкевич. - Сегодня пассажиропоток через автовокзал составляет около 16 тысяч человек в месяц.
Разделяет возмущение владельца автовокзала, перевозчиков и пассажиров местное бизнес-сообщество в лице Союза предпринимателей. Его представитель заявил, что они готовы бороться вместе с Синкевичем против непонятных действий упомянутых органов: “Мы найдем пути решения!”
А власти Атырау (кстати, их поддерживают в местном отделении филиала нацкомпании “Қазақстан темір жолы”, возглавляемом Елеубаем САПАРОВЫМ) свое решение аргументируют необходимостью увеличить как минимум вдвое пассажиропоток на железной дороге. В частности, планируется пустить пригородный поезд до Курмангазы (об этом подробнее см. “Золотоносное такси”, “Время” от 15.3.2021 г.), а здание вокзала старое, 1970-х годов постройки, не вместит всех ожидающих своих рейсов пассажиров и провожающих, а также встречающих.
Но поднявшаяся волна возмущения, похоже, вынудила власти нажать на тормоза. В городском акимате на днях заявили, что владелец автостанции “не так все понял”.
- Заместитель акима города Жумабек КАРАЖАНОВ встретился на днях с Синкевичем. Стороны договорились, что железнодорожный вокзал в любом случае расширят, но неизвестно когда - через пять, а может, через 10 лет, - сообщили “Времени” в пресс-службе городской администрации.
В акимате дали понять, что запущенный в народ месседж - всего лишь… анонс о планах городских властей. Чтобы, мол, потом не ставить перед фактом. Чудненькое, не правда ли, оправдание? Взбаламутить народ, а потом - типа “вы совсем не так нас поняли!”.
- Синкевич подумал, что прямо сейчас закрывают здание. Нет, он по договору должен положенное время отработать, - добавили в горакимате.
Но расширять и увеличивать пропускную способность железнодорожного вокзала атырауским властям, видимо, все же придется. Здание, построенное в 1972 году, изначально было рассчитано всего на 500 человек. А до ковидной пандемии ежесуточный пассажиропоток составлял до 3000 человек. Строить новое здание нецелесообразно - много денег потребуется. А вот автовокзал, по словам акиматовских, легче перенести. Вопрос - куда?
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау