Золотоносное такси
Жители одного из отдаленных районов Атырауской области - Курмангазинского - никак не могут добиться от властей запуска ж/д состава до областного центра. Те поезда, что курсировали через этот район ранее, из-за пандемии отменили, и единственный пока транспорт - это такси.
В Курмангазинском районе проживает порядка 57 тысяч человек. Расстояние от райцентра до Атырау 260 км. В районе 18 сельских акиматов. Административным центром является село Курмангазы. Неподалеку расположена одноименная железнодорожная станция. До пандемии через нее ежедневно курсировали составы Атырау - Астрахань и Ташкент - Атырау. Но сейчас все изменилось, и добраться до Атырау для курмангазинцев стало большой проблемой.
Когда остановилось движение поездов в Россию, местные таксисты почувствовали себя чуть ли не полубогами и начали устанавливать нереальные цены. Сейчас, по словам курмангазинцев, за одного пассажира в такси просят до пяти тысяч тенге в один конец. А гололедица и дождь периодически еще повышают стоимость проезда. Таксисты объясняют это большим риском.
Нельзя сказать, что район полностью отрезан от областного центра: доступны экстренные медуслуги. По словам директора Атырауской областной станции скорой помощи Бауыржана ТОЛЕГЕНА, в Курмангазинском районе неотложную помощь тяжелобольным оказывает санавиация, причем она охватывает даже самые отдаленные села.
Имеется в магазинах и весь перечень социально значимых продуктов. Но все равно в этом районе они ощутимо дороже, нежели, к примеру, в областном центре. Местные жители связывают это с транспортными расходами.
- Люди очень ждут возобновления движения по железной дороге. Ведь такси, во-первых, не всем по карману, а во-вторых, в нем не каждому удобно, - говорит предприниматель Маншук КУЖАБЕКОВА. - Например, тем, кто болеет и не в состоянии провести в одном положении пять часов езды. А какая дорога ужасная! Сейчас таксисты ездят по объездной.
На недавнем отчете перед жителями аким Атырауской области Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ в отношении автотрассы республиканского значения Актобе - Атырау - Астрахань поделился, что работы ведутся, на сегодня 20 км сданы в эксплуатацию, на участке порядка 60 км уложен нижний слой, на остальных работы продолжаются. И будут завершены в 2022 году, а может, и раньше.
Тем временем жители Курмангазинского района готовы хоть к грузовому составу прицепиться.
- Понимаем, что из-за пандемии поездов на Атырау из Астрахани, Ташкента пока не ожидается, - говорит местная жительница Римма АБЗАЛОВА. - Но если бы власти пустили пассажирские вагоны, прицепив хоть к какому-нибудь грузовому проходящему, уверена, наполняемость была бы большая. Людям такие рейсы были бы очень кстати.
Как проинформировал пресс-секретарь областного акимата Ержан ТОЛЕК со ссылкой на управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Атырауской области, обладминистрация уже направила письма в АО “НК “Казахстан темир жолы” и Министерство индустрии и инфраструктурного развития для оказания содействия в организации ежедневного передвижения пассажирского поезда №625/626 в направлении Атырау - Астрахань.
- Для решения этой проблемы предпринимается ряд мер. В частности, с сентября 2016 года для пассажирского поезда №625/626 по маршруту Атырау - Аккистау - Ганюшкино - станция Д. Нурпеисова был выделен один вагон. А летом в случае увеличения пассажиропотока будут задействованы дополнительные вагоны. Кроме того, по этому маршруту курсируют поезда №329/330 Душанбе - Москва, №333/334 Ташкент - Ургенч - Саратов, №359/360 Худжанд - Москва. Но, к сожалению, из-за пандемии движение поездов в Россию и Узбекистан приостановлено, - отметил представитель облакимата.
Между тем на днях в качестве эксперимента был запущен состав сообщением Атырау - Исатай - Курмангазы - станция Дина. Как сказали в облуправлении автодорог и пассажирского транспорта, им хочется узнать, нужен ли этот состав с экономической точки зрения и пройдет ли он с технической. Но то, что он нужен местному населению, - это точно. Новость о возможном появлении отдельного пригородного поезда в Атырауской области собрала в соцсетях и мессенджерах массу перепостов.
Мы отправили запрос в НК “Казахстан темир жолы”, где нам ответили, что вопрос с транспортом внутри области должен решаться местными исполнительными органами.
- Еще до пандемии эта проблема поднималась. И никак ее власти не решат, - признался нам ветеран железнодорожной отрасли Мамай УТЕПОВ. - Те составы, что ходят из России и Ташкента до Атырау, вернее, ходили, не справлялись с потоком курмангазинцев. Нужно на местном уровне решать вопрос об открытии отдельного сообщения. Жаль, что никак дело не сдвинется с мертвой точки.
По словам директора Атырауского отделения магистральных сетей филиала КТЖ Елеубая САПАРОВА, при поддержке областного акимата и по инициативе компании “Казахстан темир жолы” в ближайшее время планируется запуск пригородного поезда по маршруту Атырау - Курмангазы - станция Д. Нурпеисова. В настоящее время ведется организационно-подготовительная работа для запуска этого поезда на линию, определяется смета расходов по содержанию и обслуживанию этого поезда в головном офисе КТЖ в Нур-Султане.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырауская область