3184

Куда мы катимся?

В Петропавловске из областного бюджета выделяют 750 млн тенге на закуп новых автобусов. Но речь не идет о муниципальном транспорте. Местные власти говорили, что разработают механизм лизинга для частных перевозчиков через социально-предпринимательскую корпорацию “Солтүстік” на гораздо более выгодных условиях, чем в банке, пообещав при этом и субсидирование пассажирских перевозок. Однако идут месяцы, а покупка обещанных ста новых автобусов все откладывается.

Куда мы катимся?

Пассажиры уже теряют на­дежду на комфортный транспорт. Как объяснил аким Северо-Казахстанской области Кумар АКСАКАЛОВ, с выделением средств проблем нет, а тянут резину ответственные за этот вопрос чиновники, которые забюрократили и затянули процедуру закупа.

Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транс­порта и автомобильных дорог Петропавловска Бахыт ИЛЬЯСОВ на заседании общественного совета города заверил, что городской акимат свою часть работы в плане подготовки к обновлению автобусного парка выполнил вовремя. По его словам, медлят чиновники в областном акимате, а именно в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Северо-Казах­станской области, которые ведут работу совместно с СПК “Солтүстік”.

- Все необходимые процедуры для подготовки городской акимат направил своевременно в область, там они были затянуты, - заверил общественников Бахыт Ильясов. - Нашей вины здесь нет. Эту работу мы ведем целый год. Нас каждый раз отфутболивали. Если бы от нас зависело, давно сделали бы...

По словам председателя ассоциации “СКО Автотранспортный союз” Галины СЕМЕНОВОЙ, семь новых автобусов, которые доставили в город, ездят по маршрутам временно - в тестовом режиме, потому что ни один из перевозчиков их пока не приоб­рел.

Пассажиры новым транспортом, пусть и тестовым, очень довольны - автобусы сборки костанайского завода просторные, теплые, удобные. Они по всем параметрам превосходят тесные да еще и вечно грязные, холодные “зайчики”, в которых салон зимой не обогревается в принципе, за исключением кабины водителя. В старых микроавтобусах, колесящих по городу, ноги при поездке из одного конца города в другой мерзнут даже в валенках.

Не исключено, что перевозчики после спада пассажиропотока в ковидный год просто не рискуют приобретать новые автобусы, боясь прогореть и не осилить кредит. Средняя стоимость каждого автобуса YuTong составляет порядка 45 млн тенге. Помимо кредита нужно платить зарплату водителю, мыть и заправлять автобус. И в них не зальешь, как в нынешние “зайчики”, дешевую летнюю солярку. По примерным подсчетам, новый автобус, чтобы окупиться, должен приносить владельцу 70-80 тысяч тенге каждый день.

Пока даже сами владельцы маршрутных автобусов не знают, сколько денег они приносят ежедневно, ведь уже много лет в автобусах Петропавловска не выдают не то что чеков, но даже билетов за проезд. Вывести из тени эту сферу сможет электронное билетирование, но и этот вопрос пока не решен. С 1 декабря прошлого года это пробуют внедрить на четырех маршрутах общественного транспорта. Весь декабрь прошлого года на базе маршрута №27 вели учет пассажиропотока. В итоге в городском акимате увидели, что реальное количество пассажиров почти в два раза (!) превысило черные отчеты перевозчиков.

- Деньги собирает водитель, иногда с кондуктором. Ежедневная выручка делится на заправку машины, зарплату водителю и кондуктору, а также план - сумму дневной выручки, которую с трудом вырываем из рук, - возмущена Галина Семенова. - Последнюю цифру мы и показываем в отчетах, из нее платим налоги. Откровенно говоря, сами устали работать так. Нужно кардинально менять систему, сферу общественных перевозок нужно выводить на белый рынок. Поначалу многие перевозчики не хотели принимать электронное билетирование. Потом решили, что дальше работать в теневом режиме невозможно. При полном внедрении электронного билетирования сможем выплачивать официальную заработную плату водителям, составим с ними коллективные трудовые договоры.

По словам Бахыта Ильясова, система электронного билетирования пока тестируется. В рамках эксперимента по изучению рентабельности маршрутов пассажирам выдавали чеки даже при наличном расчете. В итоге подсчитали, что наличкой рассчитался 43 981 человек, транспортными картами - 350 пассажиров, банковскими картами - 115, SMS-оплату провели 113, через мобильное приложение - 224 человека. Всего в декабре 2020 года на маршруте №27 проехали 44 723 пассажира. А по отчетам перевозчика, в ноябре пассажиропоток составлял порядка 25 тысяч человек. Очевидно, что он был занижен перевозчиками как минимум в 1,3 раза.

В 2021 году в бюджете города предусмотрели средства на субсидирование социально значимых маршрутов. Вопрос о выплате доплаты перевозчикам, чьи маршруты нерентабельны, но важны для горожан, находится на рассмотрении. Вот и перевозчики в ожидании, потому что от этих субсидий зависит их решение о рентабельности приобретения новых автобусов, - объяснила подоплеку задержки обновления автобусного парка председатель Автотранспортного союза.

К тому же власти планируют компенсировать перевозчикам проезд людей из льготных категорий, им будут выданы персонифицированные карты, позволяющие ездить в автобусах бесплатно. На получение таких карт могут рассчитывать инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории других государств, многодетные матери, имеющие награды, многодетные и малообеспеченные семьи...

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора и пресс-службы акимата Северо-Казахстанской области, Петропавловск

Поделиться
Класснуть