Такси, не тормози!
С началом пандемии мы по-другому взглянули на службу такси. Это теперь не роскошь, а средство социального дистанцирования. Но нареканий к этому виду городского транспорта немало. Ловить бомбилу на улице? Дешево, но опасно и некомфортно. Заказать по телефону машину из официального таксопарка? Долго и ненадежно. Люди хотят скорости, качества и безопасности, поэтому сейчас в основном заказывают такси через популярные международные мобильные сервисы. Но там другая засада: в часы максимального спроса цены взлетают чуть ли не до небес. Давайте помечтаем об идеальном городском такси, в котором соединятся только плюсы без минусов.
- Создать такой продукт, как у “Яндекс. Такси”, очень сложно и дорого. Это не просто автоматизация, а высокие технологии, которые стоят сотни миллионов долларов. Эту борьбу мы, отечественные компании, однозначно проиграли, - констатирует глава республиканской Ассоциации служб такси Медет КУРМАНОВ.
В комитете транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) нам сообщили, что деятельность такси осуществляется в уведомительном порядке. А местные исполнительные органы районов, городов областного значения должны вести реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, подавших уведомление о начале осуществления деятельности в качестве перевозчика такси. Таковы нормы закона “Об автомобильном транспорте”.
Однако на практике закон не очень-то и работает. По данным республиканской Ассоциации служб такси, в Казахстане осуществляется 195,2 миллиона поездок в год. Объем рынка, по самым скромным подсчетам, составляет 120,8 млрд тенге в год. При этом из 55 тысяч водителей, вовлеченных в частный извоз, более 50 тысяч работают в тени. То есть 90 процентов таксистов ездят без уведомления, без регистрации, без создания ИП, без заключения трудовых договоров.
Безопасность превыше всего
Никогда не знаешь, какой человек сидит за рулем. А вдруг таксист маньяк или грабитель? Бывало и такое в казахстанских реалиях. По словам Медета Курманова, закон защищает пассажира, который получает услугу официального перевозчика. Если пассажир во время поездки получил ущерб, а страховка компании такси его не покрывает, то перевозчик должен оплатить его сам.
А можно ли поручиться за безопасность пассажиров, которые воспользовались мобильным сервисом вызова такси?
- Наша интернет-компания предоставляет услуги удаленно. Важно отметить, что мы работаем только с партнерами - местными транспортными компаниями, которые, в свою очередь, сотрудничают с водителями. Собственных водителей у нас нет. Даже если водитель является индивидуальным предпринимателем, то ему необходимо сначала устроиться в одну из компаний, чтобы выполнять заказы сервиса. Именно партнер занимается набором водителей, - сообщили в пресс-службе “Яндекс. Такси”. - Мы отвечаем за разработку программного обеспечения, контроль за качеством его работы и маркетинговое продвижение сервиса. Таксопарки как перевозчики несут ответственность за качество и безопасность перевозок. При этом “Яндекс. Такси” стал первым и единственным среди сервисов онлайн-заказа такси в стране, кто запустил собственное дополнительное страхование для пассажиров и водителей, хотя законодательство Республики Казахстан этого от платформ не требует. Каждый человек, находящийся в машине во время поездки, дополнительно застрахован на сумму до 4 млн тенге.
По условиям соглашения и оферты парки-партнеры обязаны соблюдать законодательство страны, в том числе в вопросе налогов.
- Во всех городах Казахстана, где работает сервис, в приложении приходят чеки за каждую поездку вне зависимости от способа оплаты, - отметили в пресс-службе “Яндекс. Такси”. - Со своей стороны мы также с помощью технологий помогаем партнерским таксопаркам контролировать качество сервиса. Один из главных методов контроля за качеством услуг - это система рейтингов и обратная связь от пользователей. После завершения поездки приложение предлагает пользователю оценить ее по шкале от одного до пяти. Таким образом формируется рейтинг, и система регулирует сама себя: чем он выше, тем больше заказов алгоритмы дают водителю, и наоборот. Водители с рейтингом ниже допустимого автоматически отключаются от заказов. Когда от пользователей поступают серьезные жалобы на недопустимое поведение, водителям ограничивается доступ к заказам сервиса.
Как формируется цена за такси
Пользуясь вызовом такси через мобильное приложение, по одному и тому же маршруту мы часто ездим за разные цены. Например, я отвожу ребенка в школу на такси в 8 утра за 1300 тенге, а возвращаюсь домой через час уже за 600 тенге. Почему так? Когда вы отмечаете пункт отправления, программа считает, сколько человек из этого места хотят уехать. Если на 15 пассажиров в том районе есть 30 водителей, то цена будет базовой. А если на то же количество пассажиров всего пять водителей, то тариф начинает расти. Когда вы выбираете пункт назначения и рассчитывается маршрут, то пробки на дорогах снова повышают цену.
Во время жесткого карантина в некоторых городах цены на такси увеличивались в два-три раза. Почему власти в период ЧП не вводили регулирование цен на такси, когда не ходили даже автобусы? Ведь многие люди вынуждены были так ездить на работу (врачи, медсестры, дезинфекторы, полицейские). В комитете транспорта на это ответили: “На перевозку пассажиров, багажа и грузов устанавливаются свободные (договорные) тарифы. Таким образом, перевозки такси осуществляются в конкурентной среде, где тариф определяется на договорной основе”.
А что же власти?
И в этой связи возникает вопрос: возможно ли в Казахстане создание муниципального такси, где цены были бы доступными?
- Действующая политика страны направлена на снижение участия государства в предпринимательской деятельности и обеспечение добросовестной конкуренции, - сообщили в комитете транспорта МИИР. - Вопрос создания такси с государственным участием предполагает дополнительную нагрузку на государственный бюджет и необходимость регулирования тарифов на перевозки государственным такси. При этом если негосударственное такси будет демпинговать и предлагать более низкие тарифы, то государственное такси будет убыточным и нерентабельным видом деятельности, так как не сможет оперативно реагировать на более низкие тарифы негосударственных такси.
Президент ассоциации безопасности дорожного движения “Общая дорога” Арсен ШАКУОВ критикует такое положение вещей. Он уверен, что ни в одном развитом городе мира общественный транспорт не является доходным. Он убыточный, а потому субсидируется за счет бюджета.
- Например, в Дубае муниципальные не только автобусы, но и такси. Цены на проезд в них субсидируются властями, - делится наблюдениями эксперт. - Все это делается не для того, чтобы заработать деньги и извлечь прибыль, а чтобы улучшить и жизнь людей, и экологическую обстановку в городе.
Между тем в управлении городской мобильности Алматы создание муниципального такси все же планируют.
- Пока еще нет конкретных решений или мер, все на стадии рассмотрения оптимальных вариантов, удобных и выгодных для горожан, - уточнили в ведомстве.
В Алматы можно было бы создать удобную и безопасную городскую систему службы такси по примеру столицы Казахстана. Медет Курманов рассказывает:
- Еще в 2016-2018 годах мы сделали первые шаги: закупили машины, вложились в обучение водителей. Со своей стороны акимат сделал нам ряд преимуществ: закрыл стоянки в аэропорту для бомбил, предоставил право проезда по автобусным линиям, открыл доступ к сервисным программам по финансированию и покупке автомобилей. Эти мероприятия позволили выйти из тени 30 процентам водителей.
В 2017 году в Нур-Султане перевозчики объединились и создали единую диспетчерскую службу: все заказы поступают в единое окно и распределяются по автопаркам, ближайшая машина едет на вызов. Создали свое мобильное приложение. То же самое хотим запустить и в Алматы.
- Что это даст жителям южной столицы? Станут ли ниже цены?
- Сказать, что цена на такси снизится, мы не можем, так как не влияем на них. Цены диктует “Яндекс. Такси”, а мы под него подстраиваемся. Мы можем гарантировать безопасность, потому что в городской службе такси будут только те перевозчики, которые заключат договор с акиматом. При принятии на официальную работу у водителей требуют стандартный перечень документов: справки об отсутствии судимости, о том, что человек не стоит на учете в наркологическом центре или в психиатрической больнице. Кроме того, среди отечественных перевозчиков есть свой черный список, куда заносят данные непутевых водителей: кто машину разбил, кто себя неадекватно вел, на кого пожаловались.
Из других преимуществ будем просить право проезда по автобусным линиям в Алматы, чтобы быстро и легко передвигаться по городу. Еще проект предусматривает бесплатный заезд на платные парковки. Мы ведем переговоры с управлением городской мобильности Алматы, но нужно волевое решение акима города.
- А может ли акимат субсидировать еще и цены на такси? Чтобы пассажиры платили меньше, если воспользуются вашими услугами?
- Механизм субсидирования цен есть на общественный транспорт, но не на такси. Зато существуют финансовые меры поддержки по приобретению автомобилей для таксистов. Бороться с теневым бизнесом, наказывать смысла нет. Нужно создавать такие преимущества для служб такси, чтобы им было выгодно стать легальными перевозчиками.
Цифры в тему
- По данным Ассоциации служб такси, в Алматы совершается 100 000 поездок такси в сутки. Средний чек выходит примерно 950 тенге. Заняты в перевозках 14 448 человек.
- В Нур-Султане в сутки совершается 70 000 поездок, при этом средний чек 1050 тенге, заняты 11 178 человек.
- Средний возраст казахстанского таксиста 30-35 лет.
- В Нур-Султане треть водителей такси - женщины.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы