4601

Центр возрождения

Ренессанс Алматы: можно ли вернуть городу исторический облик?

Центр возрождения

На этой неделе практически каждый день появлялись новости на тему, как городской акимат собирается возвращать Алматы утраченный лоск и звание города-сада. Главная тема, конечно, - запрет на точечную застройку в историческом центре южной столицы. Об этом заявил аким Алматы Бакытжан САГИНТАЕВ. Одни встретили новость с радостью, другие со скепсисом: мол, поздно спохватились. Дело нужное, спору нет, но вопрос в реализации этой идеи. Касается он не только исторического центра, но и развития города в целом.

В среду прошло первое офлайн-обсуждение проекта корректировки генерального плана Алматы. Это основной документ, опираясь на который мегаполис будет жить в ближайшие десять лет. Утвердить его должны к весне (о нем мы еще обязательно поговорим более подробно). Тогда же, обещают в акимате, появятся и правила по формированию облика центральной части города.

Будут определены исторически значимые объекты, возле которых строительство разрешат только с оговорками: после общественных слушаний, определения плотности и высотности застройки, соблюдения требований к зеленым насаж­дениям и комфортности городской среды. Пока эти документы на стадии обсуждения. Что в итоге получат алматинцы: скоростную линию ЛРТ или экскурсионный трамвайчик в районе центрального парка - вот что любопытно.

В четверг главный архитектор Алматы Алмасхан АХМЕТЖАНОВ рассказал журналистам, как власти будут возрождать исторический центр. Есть детальное описание его границ, но упрощенно этот квадрат выглядит так: проспект Райымбека - южная сторона проспекта Абая - Малая Алматинка - улица Байтурсынова.

- В пределах исторического центра определены 36 земельных участков, которые находятся в частной собственности. На 14 начато строительство, на трех приостановлено и отозваны разрешительные документы, - докладывал Ахметжанов. - По 11 объектам и там, где ранее был осуществлен снос старых строений, с учетом обращений граждан даны необходимые рекомендации (организация схемы проезда, благоустройство, этажность). По 22 свободным земельным участкам принято такое решение: восемь предлагается рассмотреть к изъятию (выкупу), там могут быть организованы общественные пространства с благоустройством и озеленением территории. По оставшимся 14 участкам установлены градостроительные ограничения: запрет на снос зеленых насаждений, ограничение этажности с учетом существующей застройки, ограничение по функциональному использованию.

Назвал он и объекты, которые планируют снести или переделать: пристройка к хореографическому училищу, административное здание “Алматыгорремстрой”, торговый объект по улице Панфилова, не новенькие ЖК, которые смотрят свысока на низкорослые соседние пятиэтажки. То есть ломать почти не будут, строить тоже почти запретят, но зато обещают восстановить уже исчезнувшие объекты.

- Восстанавливать исторические здания будут с нуля или лишь приведут в порядок фасады, которые уже изуродовали? - задала я вопрос главному архитектору.

- Мы должны постепенно восстановить те объекты, которые были утрачены. Это будет происходить там, где земельные участки пустуют. В таком случае здание должно быть восстановлено в его первоначальном виде.

- О каких конкретно участках может идти речь?

- Есть предложение восстановить здание по улице Панфилова между улицами Толе би и Богенбай батыра. Там ранее было министерство, затем институт, который позже превратился в объект предпринимательства, в конце концов, его снесли. Или утраченное здание Союза архитекторов на углу улиц Казыбек би и Калдаякова. Будем рекомендовать застройщику восстановить его либо выкупим этот земельный участок, сами восстановим и разместим там какой-нибудь социальный объект.

- Насколько я поняла, речь не идет о тотальном запрете строительства в историческом центре. Строить можно, но соблюдая те правила, которые разработает акимат. Значит, в будущем в этом районе все-таки может появиться, допустим, новый жилой комплекс?

- Строительство высотных зданий мы полностью заблокируем. Но есть жилые комплексы, которые строятся взамен ветхого жилья. В соответствии с поручением акима они должны возводиться с восстановлением фасадов тех домов, которые были построены по принципам, сформировавшим исторический центр Алматы.

- Но ветхие дома, о которых вы говорите, в основном двух­этажные.

- Может, бизнесу будет интересно превратить эти два-три этажа в объект для предпринимательской деятельности? Мы не будем запрещать реконструкцию внутри зданий. Вопрос стоит так: раз мы принимаем решение по сохранению центра, он должен восстанавливаться в пределах тех параметров, которые существовали до сегодняшнего дня.

- Речь идет о запрете точечной застройки лишь в историческом центре. Значит ли это, что в прилегающих к нему районах строить можно?

- В советские время между многоквартирными жилыми домами оставался частный сектор. С тех пор не были до конца реализованы проекты детальных планировок (разных районов города. - О. А.). Где-то должны были снести такие массивы и вместо них построить многоквартирные дома. У нас таких узлов много. Это недореконстуированные территории. Там, возможно, будет продолжено строительство, но уже с учетом тех правил, которые мы разработаем.

- О проблеме говорят давно и много, но решение запретить точечную застройку центра Алматы появляется именно сейчас. Почему?

- Взять и просто так что-то поменять, не учитывая требований действующего законодательства, было практически невозможно. Сейчас завершается корректировка генерального плана. В рамках этой работы были собраны все материалы, мы проводили долгий и глубокий анализ всех объектов, и после этого аким (Бакытжан Сагинтаев. - О. А.) дал поручение регулировать архитектурно-строительную деятельность в центральной части города.

- Сколько разрешений на строительство жилых комплексов, гостиниц и торговых центров в квадрате этих улиц было выдано, скажем, за последние пять лет?

- Анализ мы начали проводить не за пять, а за три года. В 2019-2020 годах мы только отзывали разрешения (на строительство. - О. А.). Те объекты, строительство которых началось до 2018 года, находятся на стадии завершения. А те, где этого не произошло, мы прак­тически два года держали в заморозке. Сейчас принято решение, что часть этих участков мы будем изымать для госнужд...

Это тот самый случай, когда после ответов возникло еще больше вопросов. Так что к этой теме мы, скорее всего, еще вернемся.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть