7660

Зона особой фильтрации

Эксперт в области промышленного строительства пытается донести до собственников АО “Алюминий Казахстана” информацию о многочисленных нарушениях при экологической модернизации предприятия

Зона особой фильтрации

Проект за 3,5 миллиарда тенге, широко разрекламированный Евразийской группой как прорывной для экологии Павлодарского Прииртышья, реализовался далеко не так, как было обещано. И тогда получается, что 2,5 тысячи тонн вредных выбросов будут - с высокой долей вероятности - ежегодно оседать не в гибридных фильтрах на печи спекания №1, как это было заявлено при реконструкции установок, а в легких павлодарцев. Такое заявление сделал Бахтияр ШЕРАЛИЕВ, в чьи обязанности входил надзор за строительством от генподрядной организации ТОО thyssenkrupp Industrial Solutions Kazakhstan на объекте “Реконструкция системы пылегазоочистки печи спекания №1 1-й и 2-й очереди Павлодарского алюминиевого завода”.

Каждое свое слово инженер-строитель и эксперт в промышленном строительстве подкрепляет фотографиями, а зачастую и аудиозаписями, сделанными в процессе работы на объекте. У него нет ни одного голословного обвинения в адрес генподрядчика, а его умению собирать доказательную базу вполне могут позавидовать даже самые опытные следователи.

В процессе своей работы на объекте - с 26 апреля по 5 сентября 2019 года - Бахтияр Шералиев выявил множество нарушений технических регламентов, строительных норм и правил, а также законодательства при реконструкции системы пылегазоочистки печи спекания №1 первой очереди Павлодарского алюминиевого завода.

Мы остановились на самых основных, с точки зрения эксперта. По контрактам заказчик - АО “Алюминий Казахстана” - заключил с консорциумом “Тиссенкрупп” (в который входят три ТОО) договорные отношения на весь комплекс работ - от проектирования и поставки технологического оборудования до самих строительно-монтажных работ и пусконаладки.

Роль проектировщика была отведена ТОО thyssenkrupp Plant Engineering Kazakhstan, которое, по словам Бахтияра Шералиева, кроме государственной лицензии первой категории на право ­проектной деятельности, ничем другим не располагало. Именно по этой причине весь объем проектных работ был передан сторонней организации. Хотя это противоречит условиям заключенного контракта.

Но это не все. В техническом задании от заказчика было прописано обязательное прохождение государственной экспертизы всех рабочих проектов. По факту экс­пертизу провели частную. И подписал ее… один эксперт, имеющий аттестат только лишь по экологической части.

- В результате консорциум “Тиссенкрупп” начал строительно-монтажные работы по сырым рабочим проектам со множеством несоответствий и технических ошибок, допущенных сторонней проектной организацией, которая никакими договорными обязательствами не была связана с заказчиком, - продолжает Бахтияр Шералиев.

По его словам, строительно-монтажные работы в рамках экологического проекта вело другое ТОО, также входящее в консорциум подрядчика, - thyssenkrupp Plant Construction Kazakhstan - и также не имеющее в своем багаже ничего, кроме необходимой лицензии на право строительной деятельности.

И снова весь объем строительно-монтажных работ был передан павлодарской субподрядной строительной организации, что не допускается действующим законодательством в сфере строительства.

В проектных решениях были допущены ошибки по проектированию фундаментов, считает эксперт.
- В качестве примера могу привести раздел проекта по фундаментам под дымососы, которые должны работать беспрерывно. Армирование данных фундаментов принято в нарушение соответствующих требований норм проектирования, где наряду со статическими нагрузками присутствуют динамические воздействия. В рабочих чертежах фундаментов по приточную систему проектировщики не указывали на возможность устройства рабочего шва, то есть фундамент должен был быть залит непрерывно. На самом деле фундамент был выполнен в два этапа с большим перерывом. В итоге граница между нижней частью и верхней замазывалась рабочими цементно-песчаным раствором, - высказывает свое мнение Бахтияр Шералиев.

Отдельный разговор - качество здешней сварки. Судя по многочисленным фотографиям, можно подумать, что орудовали или ученики, или начинающие сварщики, но никак не спецы, имеющие аттестационные удостоверения с правом работы на опасных производственных объектах.

Зафиксировано и использование металлопроката, бывшего в употреблении, естественно, без каких-либо лабораторных исследований и соответствующего заключения. И во всех случаях речь идет об изготовлении ответственных конструкций, когда необходимо было усилить то, что стоит на заводе уже 60 лет. И это далеко не полный перечень нарушений, допущенных в ходе реконструкции системы пылегазоочистки печи спекания №1.

Генеральному подрядчику - ТОО thyssenkrupp Industrial Solutions Kazakhstan, выступающему от имени компании Thyssenkrupp Industrial Solutions AG, нет бы прислушаться к замечаниям профессионала, тем более что и на работу его изначально принимали именно за этим - осуществлять инженерный надзор за строительством! Но “пловцы против течения” неугодны везде.

Когда Бахтияр Шералиев написал служебную записку на имя генерального директора ТОО thyssenkrupp Industrial Solutions Kazakhstan Романа Карла с подробным описанием того, что творится на строительной площадке Павлодарского алюминиевого завода, то во второй половине этого же дня ему сообщили, что его долж­ность в компании сокращена.

Шералиев собрал хоть для суда, хоть для следствия полную информацию о подрядчике, сумевшем получить от Евразийской группы, где, кстати, 40 процентов акций принадлежит Казахстану, солидный куш в три с половиной миллиарда тенге без необходимых трудовых и технических ресурсов, опыта и квалификации. У эксперта, как он утверждает, есть все основания ставить под сомнение получение на законных основаниях государственных лицензий первой категории, позволяющих этим компаниям заниматься проектной и строительной деятельностью. История эта тоже довольно увлекательная, но, если ее пересказывать сейчас, получится чистой воды солянка.

Мы обратились за комментарием к заказчику этих работ, и вот что нам пояснили в пресс-службе АО “Алюминий Казахстана” по поводу реконструкции электрофильтров: “В корпусе существующего электрофильтра №1 одно поле оставили электрическим, а на месте трех других установили камеру с рукавными фильтрами. В камере находятся 1824 фильтр-пакета, пластина с отверстиями, инженерные трубки подачи сжатого воздуха”.

Для обывателей подобные технические подробности что китайская грамота, усложняющая восприятие текста. А для технарей - очень важная деталь. На сайте ERG есть пояснение директора Павлодарского алюминиевого завода Александра ФРОЛОВА, объясняющее, почему передовой европейский опыт газоочистки на протяжении нескольких лет был неприменим для Казахстана.

Вот лишь одна его цитата: “В связи с высокими температурами при наших технологических процессах мы долгое время не могли реализовать этот проект, потому что рукавные фильтры просто горели. Когда реализовали схему по охлаждению, руководство решило запустить проект на ПАЗ”.

Между тем о реконструкции в гибридные фильтры двух электрофильтров на печи спекания №1, которая позволит на 2,5 тысячи тонн в год снизить вредные выбросы от алюминиевого производства, в компании ERG раструбили везде. Но работают ли эти гибридные фильтры сейчас?

Ответ на этот вопрос можно найти на том же сайте ERG, где сообщается, что “работы на втором фильтре затянулись из-за пандемии ковида и сегодня фильтры проходят обкатку. А их эффективность будет оцениваться в 2021 году”.

Так, может, не пандемия КВИ виновата, а заказчику просто надо проверить уровень проектирования и качество произведенной реконструкции системы пылегазо­очистки на своем предприятии? На ту ли фильтрацию были потрачены 3,5 миллиарда тенге экологических средств компании? Уж слишком пугают павлодарцев снимки, иллюстрирующие нарушения строительных норм и правил.

Ирина ВОЛКОВА, фото автора и Бахтияра ШЕРАЛИЕВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть