Вот это технология!
В Алматинской области сомнительный ремонт дороги заставил сельчан заблокировать движение дорожной техники. И подрядчикам ничего не оставалось, как остановить ремонтные работы.
Село Копбирлик находится у самого озера Балхаш. Здесь около двух сотен дворов на трех улицах. А из 966 местных жителей постоянную работу имеют только учителя, медработники дневного стационара, сельский аким и его водитель.
В Копбирлике отродясь не было хорошей дороги. Поэтому новость о том, что государство наконец-то обратило на село внимание и собирается отремонтировать старую изношенную трассу, они восприняли как подарок судьбы.
- С прошлого века к нам не заезжала ни одна дорожная техника. Думали, помрем, так и не дождавшись светлого будущего, которое каждый день с экранов телевизора нам обещает местная исполнительная власть, - сетует житель Копбирлика Нургазы ЖАСАНОВ. - Когда нам сказали, что на ремонт дороги от Уштобе до Алмалы был выделен 471 млн тенге, нашей радости не было предела. А когда дошла новость о том, что до нашего села тоже проложат новую трассу, мы поверить не могли.
Сельчане уверяют, что даже той хотели устроить по этому поводу, да вот карантин помешал.
- Хорошо, что не праздновали. Сейчас горько об этом пожалели бы, ведь качество дороги оставляет желать лучшего,- ехидничает другой сельчанин Берекетай ДОСКОЖАНОВ. - За такой ремонт руки бы им поотрывать. Да нельзя - засудят!
- Чего тут объяснять, лучше показать, - Жанболат БАЙМУХАНОВ указывает на пепельного цвета субстанцию, покрывающую всю трассу. - Видите, это цемент. Им вчера засыпали не песок и даже не щебень, а камни размером с яйцо. Потом по сухой смеси прошелся трактор. А когда водовоз стал поливать сверху водой, мы возмутились и заставили остановить работу. Мы усомнились в этой технологии, ведь все привыкли к горячему асфальту со смолой, которую укладывает спецтехника. А тут стали поливать в морозный день и говорить, что сейчас цемент возьмется... Ну это было уже слишком!
Халтура налицо. Ведь действительно в такой мороз не то что вода, даже суперклей не возьмется. Весь цемент улетучился, а двигающиеся по дороге автомашины разбросали новое полотно по всей округе. Хотя по проекту на ремонт 28 км автодороги из областного бюджета были выделены немалые деньги!
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области нам сообщили, что в 2020 году реализуется 40 проектов по реконструкции, капитальному и среднему ремонту дорог. На трассе Уштобе - Алмалы - Копбирлик ведется средний ремонт. Тендер на эти работы выиграла фирма “Талдыкорган жолдары”. Ремонт подрядчики должны были начать 1 апреля 2020 года. Из-за пандемии сроки продлили, а сдачу объекта наметили на 31 декабря 2020 года.
- Люди привыкли к обычному асфальтированию дорог. В нашем случае технология называется ресайклинг. Учитывая возмущение сельчан, мы решили в этом году засыпать всю дорогу щебнем, и только с наступлением теплых дней приступим к засыпке цементом, - заверил технический директор ТОО «“Талдыкорган жолдары” Талгат ИНКАРБЕК.
Согласно строительному справочнику ресайклинг - это технология укрепления (стабилизации) грунтов, каменных материалов и асфальтового гранулята, получаемых в результате дробления асфальтобетонного лома (ФАЛ) различными вяжущими средствами путем предварительного фрезерования и смешения на дороге. При любом раскладе то, что мы увидели возле села Копбирлик, назвать ресайклингом просто язык не поворачивается!
Айтолкын АХМЕТОВА, фото автора, Алматинская область