3349

Победа с осадком

Экс-кондуктор ТОО Semey Bus Наталья БОРИСЕВИЧ - одна из тех, кто не побоялся открыто заявить, что муниципальный автопарк грубо нарушает права своих работников. Это стоило ей работы - неугодную сотрудницу уволили с формулировкой… “за прогул”! Наталья подала иск в суд на бывшего работодателя. В результате ее увольнение признали незаконным. Почему же тогда она осталась недовольной решением суда?

Победа с осадком

Еще в конце 2019 года сотрудники нового автопарка, где 49 процентов - доля государства, устроили забастовку, а спустя месяц обратились за защитой к акиму города (см. “С больного Bus - на здоровый”, “Время” от 3.3.2020 г.).

“Мы, водители и кондукторы ТОО Semey Bus, фактически работаем свыше 16 часов в сутки, - говорилось в том письме. - На базу мы выезжаем в четыре часа утра (для того чтобы пройти мед­осмотр), а домой - в одиннадцать часов вечера (тратим лишний час, чтобы сдать кассу)... Фактически у нас между сменами проходит всего четыре часа! В связи с нехваткой водителей мы работаем больше двух смен подряд. Это приводит к тому, что по улицам города ездят автобусы, которыми управляют водители, спавшие не более четырех часов в сутки в течение 4-5 дней!”

Тогда акимат закрыл глаза на крик отчаяния работников ТОО Semey Bus, зато руководство автопарка срочно начало закручивать гайки. По утверждению правозащитника Ильи БАРОХОВСКОГО, подписавших письмо акиму вызывали по одному в кабинет к начальству. После этого почти все, кто продолжил работать на предприятии, отозвали свои подписи. Исключением стала как раз кондуктор Наталья Борисевич. Она не поддалась на уговоры отозвать свою подпись, но и найти предлог для ее увольнения не получалось аж до 23 марта.

- В тот день я должна была по графику выйти на работу, однако ночью у меня резко повысилось артериальное давление до критической отметки, - рассказывает Наталья. - Дело в том, что наше руководство отказывалось оплачивать больничный. В случае ухудшения самочувствия мы должны были предупредить диспетчера. День-два разрешалось отлежаться дома. После выздоровления пропущенные дни отрабатывались. Вот и 23 марта в пять часов утра я написала сообщение диспетчеру Светлане ЖУНУСОВОЙ о своем состоянии и попросила меня заменить.

Когда давление нормализовалось, Борисевич сообщила диспетчеру, что готова выйти на работу. Жунусова поставила ее на смену 25 и 26 марта. После выхода на работу у Натальи никто не потребовал ни справки, ни больничного листа, только попросили написать объяснительную. С 29 марта ее перестали выпускать на смену, объяснив это уменьшением объема работы в связи с введением карантина. Лишь 28 мая кондуктор узнала, что автопарк еще 30 марта расторг с ней трудовой договор из-за ее прогула!

- И то мне это сказали после того, как я спросила, когда меня вызовут на работу. В тот момент у меня земля ушла из-под ног! - негодует Наталья. - За свою жизнь я ни разу не давала никому даже малейшего повода заподозрить меня в нарушении трудовой дисциплины. А тут меня одним махом - обвинением в прогуле - пригвоздили к позорному столбу!

Оскорбившись, женщина обратилась в суд. В своем иске она потребовала признать незаконным приказ о расторжении трудового договора, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и восстановить на работе. Представители ТОО Semey Bus изо всех сил пытались убедить суд, что увольнение Борисевич не идет вразрез с законом. Но многочисленные свидетели со стороны Натальи Борисевич (ее бывшие коллеги) подтвердили, что на совещании руководство ТОО Semey Bus поставило их перед фактом, что листки о временной нетрудоспособности не будут оплачиваться, и рекомендовали в случае болезни сообщать диспетчеру о необходимости замены кондукторов и отлежаться дома до выздоровления.

В итоге суд признал причину отсутствия истицы на работе 23 марта 2020 года уважительной, поскольку до начала рабочей смены она предупредила диспетчера об ухудшении состояния здоровья. Соответственно, приказ о расторжении трудового договора был отменен как незаконный. Но суд, обязавший парк выплатить полмиллиона за вынужденный прогул, не смог восстановить Наталью на бывшее место работы по той простой причине, что срок трудового договора, заключенного 2 октября 2019 года на год, истек.

К азалось бы, справедливость восторжествовала. почему же Наталья Борисевич не радуется своей победе в суде?..

- Меня уволили, потому что я была как кость в горле у руководства автопарка, - считает Наталья. - Я всегда отстаивала наши права: обращалась в акимат и в трудовую инспекцию по вопросам невыдачи трудового договора, неоплаты сверхурочных работ, несоблюдения режима отдыха. Изначально в расчетных листках указывали по 8 часов рабочего времени в день, но на деле водители с кондукторами работали по 16 часов! Я обратилась в суд не только для того, чтобы доказать, что меня незаконно уволили. Но и для того, чтобы взыскать с ТОО Semey Bus заработную плату за переработку, которая составляла 8 часов в день.

Суд признал факт переработки. Однако постановил взыскать с ТОО Semey Bus в пользу Борисевич заработную плату за сверхурочные часы работ всего лишь в сумме 42 651 тенге. А по расчетам самой Натальи, за переработанные ежедневно 8 часов ответчик должен ей выплатить 1 117 910 тенге!

- Конечно, Наталья Борисевич разочарована решением суда первой инстанции. В данное время она готовится обжаловать это решение в апелляционной коллегии, - сказал правозащитник Илья Бароховский. - Вслед за Борисевич подают иски в суд 20 человек, работавших в ТОО Semey Bus кондукторами и водителями. Люди вообще не должны работать по 18 часов в сутки! Это представляет смертельную опасность как для водителей, так и для пассажиров. Но для муниципального автопарка, оказавшегося на грани банкротства, переход на двухсменную работу - непозволительная роскошь. А в итоге могут пострадать люди…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть