12803

Копилка до востребования

Уже в ближайшем будущем казахстанская пенсионная система претерпит значительные изменения. На рассмотрении депутатов мажилиса находится законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста”, добрая половина которого посвящена именно нашей пенсионке.

Копилка  до востребования

Однако, несмотря на данное обстоятельство, этот архиважный для многих граждан документ его разработчики направили парламентариям очень тихо, без шума и пыли в СМИ и соцсетях. Мы попытались разобраться почему.

Что хочет народ

В интервью с председателем совета Ассоциации финансистов Казахстана Еленой БАХМУТОВОЙ газета “Время” обсудила ряд важных аспектов и нюансов, касающихся изменений пенсионной системы. Мы говорили, в частности, о том, что в нынешних экономических условиях, усугуб­ленных пандемией коронавируса, стране, возможно, требуется более гибкая, чем действующая, пенсионная система, позволяющая гражданам выходить на заслуженный отдых не только по достижении определенного возраста, но и при накоплении достаточно солидной суммы. Мы говорили также о том, что гражданам необходимо предоставить больше свободы по использованию ими личных пенсионных накоплений (см. “Полный пенсион”, “Время” от 28.10.2020 г.). И попросили экспертов, аналитиков, финансистов принять участие в обсуждении темы. Но первыми откликнулись читатели.

“Предлагаю возраст выхода гражданина на пенсию связать с его общим трудовым стажем. Например, для женщин график мог бы быть таким: при общем стаже работы более 40 лет выход на пенсию позволить в 58 лет, при 35-40 годах стажа - в 59 лет, при 30-35 - в 60 лет, при 25-30 - в 61 год, при 20-25 - в 62 года, менее 20 лет - в 63 года. Так будет более справедливо. Аналогичный график можно и для мужчин составить”.

“Если правительство не введет в течение года возраст выхода на пенсию женщин в 58 лет, а мужчин - в 60, то уже через два года будет резкий рост инвалидов. Люди сегодня в очень непростых условиях живут и выживают. Еще этот коронавирус подкосил всех физически и материально - и дальше работать у них сил уже не будет, здоровье будет подорвано до состояния потери работоспособности, и люди будут пачками обращаться за оформлением инвалидности. Я врач и потому уже вижу повальное ухудшение здоровья людей”.

Что предлагает правительство

Законопроект, поступивший в мажилис еще 16 октября, насчитывает 226 страниц. Он предусматривает внесение поправок и изменений в Трудовой, Гражданский, Земельный, Водный, Экологический, Уголовно-процессуальный, Предпринимательский, Таможенный и другие кодексы, а также в ряд законов.

Множество поправок предлагается в закон о пенсионном обеспечении граждан. К примеру, предлагается ввести понятие “порог минимальной достаточности пенсионных накоплений”. Это минимальный размер пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и (или) обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ), рассчитанный с учетом возраста вкладчика (получателя), прогнозного периода его участия в пенсионной системе посредством уплаты взносов, необходимый для обеспечения ежемесячных пенсионных выплат не ниже минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год. Другими словами, порог - это пенсионные накопления, которые вы никак не можете снять досрочно на какие-либо цели.

Кроме того, предлагается также создание уполномоченного оператора. Это будет организация, на счета которой из пенсионного фонда будут перечис­лять пенсионные выплаты, которые понадобятся человеку для улучшения жилищных условий или лечения. То есть если у вас достаточно пенсионных накоплений для снятия некоторой их части, деньги не будут выданы вам напрямую, а будут перечислены оператору. Это своего рода посредник между вами и ЕНПФ.

Помимо этого вводится понятие “управляющий инвестиционным портфелем”. Это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий от своего имени и в интересах клиента деятельность по управлению инвестиционным портфелем на основании лицензии в соответствии с законами о рынке ценных бумаг, а также соответствующий требованиям уполномоченного органа для осуществления управления пенсионными активами. То есть это та самая организация, которой вы можете передать свои пенсионные излишки, для того чтобы она их инвестировала в ценные бумаги. Но тут надо иметь в виду, что государство не будет гарантировать сохранность этих денег, то есть инвестиции в ценные бумаги вы будете совершать на свой страх и риск, а также платить управляющему за его услуги.

Суперважный для всех вопрос - использование пенсионных накоплений не по их прямому назначению. Вот что указано в законопроекте касательно единовременных выплат из обязательных пенсионных взносов, то есть тех денег, которые могут быть потрачены на улучшение жилищных условий или на лечение: “Размер единовременной пенсионной выплаты не может превышать сумму разницы между суммой пенсионных накоплений и порога минимальной достаточности пенсионных накоплений. Размер единовременной выплаты пенсионных накоплений не может превышать 50 процентов от размера пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов”.

При этом “право на получение единовременной выплаты есть только у тех, у кого сумма пенсионных накоплений превышает порог минимальной достаточности пенсионных накоплений, а размер пенсионных выплат при этом обеспечивает коэффициент замещения среднемесячного дохода получателя на уровне не ниже 40 процентов”.

Порог минимальной достаточности, как было написано выше, довольно туманная цифра, и определить ее на данный момент затруднительно. В сентябре в Министерстве труда и соцзащиты заявляли, что этот показатель будет пересматриваться ежегодно. При всем при этом то же министерство предлагало градацию порогов достаточности для возрастных категорий от 20 до 58 лет. Минимальная планка была установлена в размере 1,720 млн тенге для 20-летних и 5,586 млн для 58-летних граждан.

Если взять за основу эти цифры, то можно примерно подсчитать, на что могут рассчитывать вкладчики ЕНПФ. Итак, к примеру, у 58-летнего гражданина в пенсионном фонде накопилось 20 млн тенге (почему бы и нет, если он, допустим, работает в нефтегазовой сфере). За вычетом порога достаточности получается сумма 14,414 млн тенге (20 млн минус 5,586 млн). Но получить всю эту сумму - 14,414 млн тенге - нефтяник не сможет, поскольку она превышает 50 процентов от размера пенсионных накоплений, то есть 10 млн тенге. Таким образом, с его личного счета в ЕНПФ на счет уполномоченного оператора может быть перечислена сумма максимум в 10 млн тенге.

Весьма интересен и такой вопрос: будут ли облагаться эти досрочные пенсионные выплаты индивидуальным подоходным налогом? В самом законопроекте об этом не говорится, но, судя по заявлениям экспертов, облагаться будут. При этом не следует забывать и об оплате других услуг. К примеру, в законопроекте говорится, что оплата услуг, связанных с переводами, зачислениями и пенсионными выплатами из ЕНПФ уполномоченному оператору, осуществляется за счет пенсионного фонда. А вот оплата услуг уполномоченного оператора, а также дальнейшие перечисления в рамках единых пенсионных выплат будут осуществляться уже за счет самих граждан.

Идем дальше. В Кодекс о здоровье народа предлагается внести поправки, согласно которым Министерство здравоохранения получит право разрабатывать и утверждать правила использования пенсионных накоплений для получения гражданами медицинской помощи. При этом комиссии Минздрава будут определять, действительно ли гражданин нуждается в медицинской помощи за счет пенсионных выплат.

Между тем комитет по делам строительства и ЖКХ Мининдустрии и инфраструктурного развития может стать уполномоченным органом, имеющим право на разработку и утверждение правил использования пенсионных выплат для улучшения жилищных условий.

Что говорят эксперты

По словам юриста Ержана ЕСИМХАНОВА, если ограничения по использованию пенсионных накоплений распространяются на всех граждан, а не только на тех, кто выходит на пенсию, то получается странная картина.

“Представим, что у вас на счету в пенсионном фонде 10 млн тенге. Думаю, для большей части населения страны это очень большая сумма. Если исходить из правила о 50-процентом ограничении, то из 10 млн вы получите 5 млн. А из той суммы, которая будет в итоге, вы еще государству и ИПН заплатите. Потом вы заплатите комиссию новоиспеченному Отбасы банку. Хватит ли оставшейся суммы на улучшение жилищных условий? Нет, конечно. У вас останется 3-4 млн тенге, и этого в лучшем случае хватит на первоначальный взнос на очень и очень скромное жилье ценой в 30-40 тысяч долларов. Люди, у которых есть на пенсионном счету 10 млн тенге, вряд ли нуждаются в таком жилье - у них как минимум есть дети, и им нужно что-то более крупное. А те, кто в таком жилье нуждается, никогда не накопят на счете такую сумму. А ведь мы говорим о стартовых 10 млн на пенсионном счете. Огромному количеству людей о такой сумме на счете можно только мечтать”, - написал он в Facebook.

В ответ на этот пост министр труда и соцзащиты Биржан НУРЫМБЕТОВ заверил: все это касается исключительно состоявшихся пенсионеров.

“Коэффициент замещения и 50-процентное ограничение на сумму касаются только и исключительно состоявшихся пенсионеров, имеющих пенсионные накопления в ЕНПФ. А для всех граждан непенсионного возраста нет ограничений по сумме изъятия, превышающих “порог достаточности”. Они могут полностью, то есть 100 процентов, снять эту часть своих накоплений”, - написал Нурымбетов также в Facebook.

Но одно дело - слова министра, и совсем другое - законопроект. А в нем все не так четко и ясно (см. пример с расчетами 58-летнего нефтяника).

Между тем, по мнению политолога Альжана ИСМАГУЛОВА, идея использования пенсионных накоплений в целом отличная:

- Я не доверяю ни правительству, ни пенсионному фонду. Наши пенсионные накопления стремительно девальвируются. Поэтому наши пенсионные накопления срочно нужно вытаскивать из фонда и на них приобретать квартиры, которые можно сдавать в аренду и тем самым обеспечивать себя пенсией самостоятельно. Без участия государства.

А что касается ИПН со снятой суммы, мое мнение такое: эти деньги фактически являются нашей пенсией. Ведь с пенсионеров при выплате пенсий государство не взимает ИПН. Так почему оно сейчас должно это делать?

Кстати

Согласно графику законо­творческой деятельности мажилиса депутаты должны рассмотреть и принять данный законопроект не позже марта следующего года. Однако председатель комитета по экономической реформе и регио­нальному развитию Нуртай САБИЛЬЯНОВ сообщил в соцсетях, что документ будет рассмотрен до конца ноября, а принят к концу года.

А тем временем

Министерство труда и соцзащиты вынесло на публичное обсуждение свой пакет поправок в указ президента “О концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы” от 18 июня 2014 года.

В частности, предлагается:

- предоставить гражданам по желанию право “отложенного выхода” на пенсию - продолжать работать после достижения пенсионного возраста. В этот период им не будут назначать и выплачивать пенсии, но они смогут продолжить участие в накопительной пенсионной системе;

- ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей - по­этапно, по ставке: начиная с 1 процента в 2023-м и доведя ее до 5 процентов к 2029 году;

- с 2028 года осуществить переход от базовой пенсии (размер которой составляет 54 процента от величины прожиточного минимума) к минимальной гарантированной пенсии (70 процентов от прожиточного минимума при 5-летнем стаже участия в пенсионной системе с последующим увеличением на 2 процента за каждый год сверх 5 лет).

Есть ряд и других предложений. Как поясняют в ведомстве, упомянутый президентский указ уже устарел, нуждается в корректировке и обновлении некоторых данных. Проект поправок опубликован на портале “Открытые НПА” для обсуждения до 12 ноября.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Зарегистрирован ли кондоминиум в вашем доме?

- Да 12%

- Нет 43%

- Понятия не имею 33%

- Я живу в частном доме 12%

Очередной опрос в тему смотрите на сайте www.time.kz

Поделиться
Класснуть