5497

Чего не хватает застройщикам?

Три версии по поводу качества современных построек

Чего не хватает застройщикам?

Мы продолжаем выяснять путем экспертного опроса, почему в стране катастрофически упало качество строительства, причем не только многоэтажных жилых домов, о чем уже буквально вопят читатели, завалившие нашу редакцию многочисленными жалобами, но и важных социальных объектов (см. “Бесконт­рольная работа”, “Время” от 29.9.2020 г.).

Председатель РОЮЛ “Союз строителей Казахстана” Талгат ЕРГАЛИЕВ, “прославившийся” недавно скандальным снятием с нур­отановских праймериз за накрутку голосов, а ранее попыткой стать кандидатом в президенты вопреки решению своей прежней партии “Ак жол”, считает претензии по качеству к застройщикам надуманными. По его мнению, даже несмотря на отмену госприемки, у нас все хорошо!

Талгат ЕРГАЛИЕВ

Председатель отраслевого союза говорит, что с каждым годом качество строительства только растет. Дома, построенные после 2015 года, считает Ергалиев, намного качественнее, чем ранее возведенные. Якобы об этом свидетельствует и больший спрос на первичное жилье, нежели на вторичное. Насчет спроса он прав, правда, если не вспоминать о том, что многие застройщики продают жилье еще на этапе котлована, и еще неизвестно, будет оно достроено или нет, а поэтому значительно дешевле готовой вторички.

- Ежегодно в Казахстане возводят около 500 жилых домов, из них количество разрушающихся составляет меньше 0,1 процента, а за последние десять лет этот показатель недотягивает и до одного процента, - немножко ошарашил оптимизмом корреспондента “Времени” Талгат Ергалиев, перейдя от качества к количеству, где, по его словам, некоторые проблемы все же есть.

- Вся проблема в том, что в стране не хватает квалифицированных специалистов и просто рабочих рук. Строительные компании сегодня готовы платить по 200 тысяч тенге разнорабочим, но не могут их найти. Дефицит кадров и их недостаточная квалификация, конечно, сказываются на качестве строительства, - признает глава Союза строителей. - Ежегодно лишь 20 процентов выпускников строительных колледжей идут работать по специальности. Некоторые директора цехов вынуждены сами стоять у станка, потому что не могут найти специалиста, которому можно было бы доверить работу на дорогостоящем оборудовании.

По словам Ергалиева, из-за этого в Петропавловске не могут достроить больницу, а заместитель акима Павлодарской области жалуется на нехватку 54 тысяч работников, чтобы осваивать объемы строительства по программе индустриально-инновационного развития.

- Это мировая проблема, - продолжает глава союза. - В Японии с численностью населения почти 130 миллионов человек решили вопрос нехватки кадров за счет открытия безвизового въезда вьетнамцам. У нас же обратный процесс - половина Шымкента уезжает в Южную Корею на заработки, потому что там предлагают большую зарплату. За два года в Корее наши граждане зарабатывают на однокомнатную квартиру в своем городе!

Проблему кадрового дефицита, полагает он, нужно решать, привлекая иностранную рабочую силу, причем не по старинке (за счет гастарбайтеров из Узбекистана), а как развитые страны.

- Давайте индусов привлечем! У них огромная численность населения. Нет, боимся, что наши граждане останутся без работы. Но есть официальные исследования, согласно которым в любой стране всегда будет 4-5 процентов безработных. Это категория людей, которые не хотят работать, а предпочитают жить на пособия и подаяния, - отмечает Ергалиев.

Но дефицит кадров не единственный фактор в проблеме качества строительства. К примеру, причина обрушения строящегося спортивного комплекса в Алматинской области, на который выделили 1,1 млрд тенге, - скорее всего, коррупция, говорит Талгат Ергалиев.

- Часть денег, возможно, украли, а оставшиеся решили сэкономить. Стремление сэкономить связано еще и с длительными сроками согласования. К примеру, проект объекта сделали в 2016-м, год ушел на экспертизу, составление сметы. В 2017 году утвердили бюджет проекта и только в 2018-м выделили деньги и приступили к работе. За два года стройматериалы могут подорожать на 20-60 процентов, и ничего не остается кроме как экономить. К тому же, чтобы победить в тендере, надо занижать цену, - сетует Ергалиев. - Строители, с которыми удалось пообщаться одному из авторов этого материала, признают, что с качеством все-таки не все так хорошо, потому что после отмены в 2016 году госприемки контроля нет. Сейчас объект в эксплуатацию принимает авторский и технический надзор, зачастую аффилированный с застройщиком компании. Конечно, крупные огрехи они не пропускают, но на мелкие косяки, которые всегда есть в строительстве, могут закрыть глаза.

Но Талгат Ергалиев уверен, что существующая система контроля вполне адекватная:

- Сегодня авторский и технический надзор несет уголовную ответственность, если примет в экс­плуатацию объект с серьезными нарушениями, который потом обрушится. Законодательство в этом плане сейчас хорошее.

Председатель комитета строительства при НПП “Атамекен” Карагандинской области Толеген АШИМОВ наличие проблем с качеством в отрасли не отрицает. 

Толеген АШИМОВ

По его мнению, в Казахстане строительные нормы и правила (СНиПы) сформированы еще в 20-30-х годах. Это нормы, прописанные с учетом уровня развития отрасли того периода, когда была гражданская война и катастрофически не хватало инженерно-технических кадров, поэтому строительные нормы были очень жесткими, не допускающими каких-либо вольных интерпретаций и полета архитектурной мысли. СНиПы действовали до того времени, пока первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ в Плане нации “100 конкретных шагов” не дал поручение перейти на еврокоды - европейские нормы проектирования, предусматривающие большее разнообразие в строительстве как в ценовом, так и в архитектурном аспекте. Благодаря этому строители, учитывая особенности региона и объекта, а также пожелания заказчика, могут гораздо гибче подойти к процессу проектирования. Но это требует новых расчетов и, соответственно, очень высокой квалификации проектировщика.

- Поручение Елбасы было правильным и своевременным, но исполнение подкачало, - говорит Толеген Ашимов. - Нам дали переходный период, в течение которого надо было подготовить кадры, однако технические университеты толком этим не занимались. С этого года надо проектировать только по еврокодам, а специалистов нет. Подошли к выполнению задачи лидера нации чисто формально. Перевели европейские нормы с английского на русский и казахский языки, и на этом все.

По его мнению, строительная отрасль должна перейти на саморегулирование, как во всем мире. Для этого в регионах надо создавать кластеры, предполагающие горизонтальную связь между всеми участниками строительного процесса, которые сообща будут решать вопросы качества. По словам Ашимова, такой кластер создали только в Карагандинской области, да и то его не удается раскачать из-за пассивности предпринимателей. Нечто подобное сейчас пытаются сделать и на базе “Атамекена” в добровольно-принудительном порядке, но пока это вызывает только отторжение у членов палаты.

- У нас до сих пор все работает по вертикали: как в советское время, когда из обкома партии спускали решения, так и мы их ждем из областного акимата. Но ведь чиновники, мягко говоря, имеют косвенное отношение к строительству. Предприниматели пока не понимают важности этого шага, а у тех, кто занимается реформированием строительной отрасли, бессистемный подход, - резюмирует Ашимов.

По мнению атамекеновца, создание кластеров поможет без всяких индусов решить кадровую проблему, потому что в них могут войти технические вузы, которые будут готовить специалистов с учетом запроса отрасли, а не Министерства образования и науки.

- Наши вузы оторваны от реальности, от особенностей производственного процесса, - считает Ашимов.

Свое мнение относительно причин отечественной моды на карточное, а не на фундаментальное строительство имеет и профессор Евразийского национального университета им. Гумилева Майдан КУСАИНОВ. 

Майдан КУСАИНОВ.

И оно отличается от того, о чем говорит председатель Союза строителей Талгат Ергалиев. Почетный строитель Казахстана уверен: строить абы как в стране стали не потому, что не хватает квалифицированных строителей и проектировщиков, точнее, не только поэтому.

- С тех пор как в республике возложили контрольные функции за качество на авторский и технический надзор, в отрасли начался бардак. Другого определения тому, что происходит сейчас на стройках, у меня нет, - говорит Майдан Кусаинов. - И с каждым годом ситуация усугубляется. Как участник нескольких мониторинговых групп по контролю за качеством строительства я с полной уверенностью заявляю: еще никогда в Казахстане не строили так плохо, как сейчас! И по-другому не будет. Любой надзор, неважно, авторский он или технический, должен быть независимым. У нас он зависим, потому что осуществляется либо самим заказчиком, либо генеральным подрядчиком, а зачастую ими обоими, поскольку в их роли выступает одно и то же лицо. Представьте вступительный экзамен, где выпускник сам у себя проверяет задания! Даже если он сделал что-то неправильно, он или не сможет этого выявить, или не станет, потому что тогда не поступит в институт. Ну всем же понятно, что в этом случае контроль чисто формальный. Что нужно подрядчику? Побыстрее построить и получить за это деньги! Что нужно заказчику? Побыстрее построить и освоить деньги! О входном контроле качества материалов речи вообще не идет! А это один из самых важных факторов, если мы хотим построить на века. Говорил и буду говорить: пока у нас не отменят практику, когда те, кто строит, сами себя и проверяют, на качественном строительстве, которым гордились раньше строители, можно поставить крест.

Майдан Кусаинов согласен с мнением Толегена Ашимова, что подготовке кадров сейчас не уделяется достаточного внимания, что тоже отражается на качестве возводимых объектов, но имеет собственный взгляд на эту проблему.

- Компании чаще всего нанимают строителей по объявлениям, похоронив практику взращивания собственных квалифицированных кадров, - отмечает профессор и вспоминает, как раньше застройщики обходились без гастарбайтеров на стройках.

Лэйла ТАСТАНОВА, Ирина ВОЛКОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан, Павлодар

Поделиться
Класснуть