1355

Информация к сведению

Приравняют ли журналистов к гражданским служащим? Почему Министерство информации и общественного развития (МИОР) не делится данными, сколько денег выделено из бюджета на государственный информзаказ? Какие госСМИ объединят уже в следующем году? На эти и другие вопросы ответила глава профильного ведомства Аида БАЛАЕВА.

Информация к сведению

На состоявшемся в пятницу брифинге в Службе центральных коммуникаций журналисты в первую очередь спросили министра, почему их профильное ведомство ни разу не вступилось за работников масс-медиа, когда те незаконно подвергались нападениям при освещении митингов или уголовным преследованиям.

- В этом году принят закон об организации митингов и собраний, в котором есть пункт, предусматривающий, чтобы мы создали условия для всех журналистов. Если будет проводиться митинг, то местные исполнительные органы должны организовать пресс-центры, которые позволят журналистам полноценно освещать ход митингов, пикетов и собраний. Я полагаю, в дальнейшем таких проблем не будет, - выразила надежду Балаева.

Ответила она и на вопрос, почему сведения о бюджетных средствах для выполнения государственного информационного заказа скрываются под грифом “для служебного пользования”:

- По-моему, каждый журналист государственного СМИ знает, сколько средств выделяется (на госинформзаказ. - Л. Т.), это несложно подсчитать, потому что вся продукция в эфире. Другой вопрос - госинформзаказ для частных СМИ. Есть пожелание самих представителей частных СМИ, чтобы мы не показывали эти данные.

- СМИ частные, но деньги-то государственные… - попытались было возразить мои коллеги.

- Это пожелание наших партнеров, - была кратка министр.

Она рассказала, что министерство проводит маркетинговые исследования на предмет ценовой политики в СМИ.

- Мы также будем работать над тем, чтобы было больше аналитических материалов и на них тратилось больше средств. С учетом сегодняшних реалий хотелось бы ставить такую задачу, чтобы появилось больше мультимедийной продукции. По итогам работы мы конкретно озвучим совместные результаты по формированию и распределению госинформзаказов, - пообещала министр.

Медийщики пожаловались Балаевой на закрытость госорганов, в частности маслихата Алматы, на заседания сессий которого не попасть.

- Я очень хорошо знаю этот вопрос и сама была вынуждена реагировать и обращаться в аппарат акима Алматы. В этом аспекте, конечно, это недопустимо, тем более сейчас, когда время требует открытости и конструктивного диалога. Данный вопрос ведомство готово рассмотреть на комиссии по доступу к информации, - отметила министр. - Что касается нашего министерства, все наши “круглые столы”, заседания проходят в прямом эфире социальных сетей. Мне кажется, и другие государственные органы стараются проводить заседания в онлайн-режиме. Вчера (22 октября. - Ред.) заседание Национального совета общественного доверия тоже прошло в прямом эфире. Полагаю, что все госорганы возьмут это на вооружение и будут работать открыто.

Сейчас МИОР работает над концепцией проекта нового закона о средствах массовой информации, в котором четко будут прописаны понятийный аппарат, меры ответственности, обязанности, вопросы статуса журналистов и блогеров.

Мы попросили министра прокомментировать предложение недавно созданного профсоюза журналистов приравнять работников СМИ к гражданским служащим и предоставить им возможность участвовать в жилищных программах.

- Все эти вопросы будут отражены в новом законопроекте и найдут свое решение, - пообещала Аида Галымовна.

Вместе с тем она поделилась перспективами объединения государственных средств массовой информации:

- Конечно, сегодня это веление времени. Практически все государственные органы, в том числе и квазигосударственный сектор, работают над оптимизацией бюджетов. В целом объединение предполагает оптимизацию в сфере хозяйственной, административной деятельности и никак не будет касаться творческой части работы.

По словам министра, в части оптимизации были учтены все предыдущие недоработки и недочеты, разработан четкий алгоритм действий.

- На первом этапе объединяются две газеты: Egemen Qazaqstan и “Казахстанская правда”. После Нового года они уже преобразуются в отдельное ТОО. И после этого будет объединение АО “қазақ газеттері”, - сообщила Балаева.

Она рассказала также о том, как МИОР намеревается исполнять поручения президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, данные им в послании народу, в частности, внести изменения в законодательство по вопросам доступа к информации. Так, в каждом госоргане будет определено уполномоченное подразделение либо должностное лицо в рамках имеющейся штатной численности. А министерство, как ожидается, будет наделено функ­циями уполномоченного органа в области доступа к информации. Главе государства ежегодно будут предоставлять отчет по вопросам доступа общества к информации.

При этом к обладателям информации предлагают отнести субъекты предпринимательства и их объединения, саморегулируемые и неправительственные организации, помогающие госорганам, к примеру, Нацпалату предпринимателей “Атамекен”. В этой связи, согласно замыслу разработчиков законопроекта, организации квазигоссектора намерены обязать размещать в открытом доступе данные, не являющиеся секретными, а их первых руководителей - вести блоги на портале “Открытый диалог”. Пакет законодательных поправок уже рассматривают в мажилисе.

Вместе с тем МИОР работает над созданием единой платформы для подачи онлайн-петиций. Для этого, отметила министр Балаева, необходимо, в частности, определить пороговое количество голосов, которое должна собрать петиция. В мире этот показатель варьируется от 10 до 100 тысяч.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с сайта vb.kg и предоставлено СЦК, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть