2963

Оберег от проверок: “Тумар” работает

Из-за неконтролируемой добычи природных ресурсов может исчезнуть уникальный вид рыбы - туркестанский усач

Оберег от проверок: “Тумар” работает

Этот представитель ихтиофауны не просто занесен в Красную книгу Казах­стана, но и отмечен в ней как исчезающий. По словам президента экологического фонда “ЭКО “ОКО” Константина ПОДУШКИНА, под угрозой полного исчезновения туркестанский усач оказался по вине людей, а точнее - предприятия, которое с 2007 года ведет добычу гравийно-песчаной смеси в промышленных масштабах в русле реки Боралдай. А эта река является местом нереста усача.

-Туркестанский усач - единственная рыба, занесенная в Красную книгу из реально существующих. Остальные полумифические, такие как, например, сырдарьинский лжелопатонос - их уже лет 20 никто не видел. А усач пока еще жив! Но в последние годы приложена масса усилий для того, чтобы уничтожить его популяцию полностью, - с сожалением отмечает Константин. - Если это произойдет, будет очень обидно. Ведь название “туркестанский” ему дал зоолог КЕССЛЕР в честь региона, в котором его и обнаружили. И этот вид мог бы быть символом нашего региона! Причем отмечу, что усач прекрасно себя чувствует и размножается в соседнем Узбекистане, тогда как у нас его практически уничтожили. Массово и катастрофически поголовье усача стало уменьшаться лет девять назад. Именно тогда началась масштабная стройка автобана Западная Европа - Западный Китай и появилась потребность в большом количестве гравия, в связи с чем было разрешено строительство карьеров в руслах рек Бадам и Боралдай, - рассказывает Константин. - Только вот автобан уже давно построен, а разработка карьеров на Боралдае продолжается до сих пор.

Константин Подушкин объясняет, что от слияния Боралдая с Арысью и до карьера рыба есть, а вот после карьера и до самых предгорий - там, где соединяются река Кошкарата с Боралдаем, усача уже практически нет.

- Вот уже более 10 лет из карьера выкапывают гравий прямо в русле реки, что привело к разрушению веками складывавшегося твердого дна, и вода ушла глубже, под гравий, - поясняет эколог. - И Боралдай потерял водную связь с рекой Арысь - местом обитания маточного поголовья туркестанского усача. Теперь рыба не может пройти на места традиционного своего нереста, в верховья Боралдая и, соответственно, не может дать потомства.

В марте этого года президент экологического фонда обратился с очередной жалобой на работу предприятия “Тумар-ХХІ”, которое работает на реке Боралдай. И получил вполне убедительный ответ за подписью и. о. заместителя руководителя департамента экологии по Туркестанской области К. АКЫЛБЕКОВА, в котором говорится, что департамент полностью разделяет обеспокоенность по вопросу охраны окружающей среды:

“На основании вашего обращения по поручению комитета экологического регулирования и контроля сотрудниками департамента осуществлен выезд на реку Боралдай совместно с сотрудниками акимата сельского округа Кажымукан Ордабасинского района и жителями населенного пункта Коктобе.

В ходе выезда полностью обследованы берега реки Боралдай; лица, добывающие незаконно песчано-гравийную смесь на берегу реки Боралдай, не выявлены”.

Департамент экологии рапортует, что еще в прошлом году пресекли все нарушения: “в июле 2019 года на основании коллективного заявления жителей населенного пункта Коктобе была проведена внеплановая проверка ТОО “Тумар-ХХІ” по вопросу соблюдения требований экологического законодательства.

По результатам проверки выявлено, что ТОО “Тумар-ХХІ” проводило работы в карьере по добыче песчано-гравийной смеси и каменно-дробильной (сортировочной) установки (ДСУ) без положительного заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на эмиссию в окружающую среду.

В этой связи за допущенные нарушения требований ст. 47, 51, 68, 69 и 219 Экологического кодекса Республики Казахстан ТОО “Тумар-ХХІ”привлечено к административной ответственности, а также ему выдано предписание о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде”.

Можно было бы поставить точку и порадоваться за туркестанского усача, если бы не очередная поездка Константина на Боралдай. Карьер продолжает работать! И он снова пишет письма во все инстанции.

4 августа 2020 года председатель комитета экологического регулирования и контро­ля Зулфухар ЖОЛДАСОВ в ходе рабочей поездки в Туркестанскую область встречается с руководством предприятия “Тумар-XXI” и местными журналистами. И тоже подтверждает, что в 2019 году в ходе проверки департаментом экологии по Туркестанской области деятельности ТОО “Тумар-ХХІ” выявлена незаконная добыча песчано-гравийной смеси в русле реки Боралдай. За данные нарушения предприятие было привлечено к административной ответственности и его деятельность приостановлена.

А 8 августа по приглашению представителя департамента экологии Туркестанской области Поду­шкин снова едет на Боралдай, и уже вместе они видят все ту же картину.

- Карьер работает. Составляется очередной акт. Но, видимо, это только для проформы, - говорит эколог. - Да и прибывшие на место полицейские отказались водворять технику на штрафстоянку, сославшись на то, что у них нет на то полномочий.

При этом, по данным пресс-службы областного департамента полиции, борьба с “карьеристами” идет очень активная: в июле в Туркестанской области выявили и зарегистрировали 30 фактов незаконного недропользования.

- В качестве вещественных доказательств изъяты и водворены на штрафстоянку 43 единицы техники, в том числе 25 грузовых автомашин, 11 погрузчиков и семь экскаваторов, использовавшихся в совершении правонарушений, - сообщил старший инспектор группы природоохранной полиции МПС ДП Туркестанской области майор полиции Нурлан ТУМАБАЕВ. - Всего же за шесть месяцев текущего года стражами порядка зарегистрировано в области 43 экологических преступления, 737 административных правонарушений и наложено административных штрафов на сумму более 6,5 миллиона тенге.

В Шардаринском районе стражи порядка даже заставили нарушителей вернуть песок на место незаконной добычи!

На Боралдае же стражи порядка бессильны. Не иначе у предприятия-нарушителя есть сильный оберег где-то наверху. Видать, не просто так, а с намеком ТОО называется “Тумар-ХХI”, что в переводе с казахского означает “талисман” или “амулет” . На весь век хватит.

Ирина КАЗОРИНА, фото из архива Константина ПОДУШКИНА, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть