9263

Вези меня, извозчик...

Все реформы общественного транспорта Семея пока сводятся только к одному - к страданиям и мытарствам горожан

Вези меня, извозчик...

В славном городе на Иртыше уже ни у кого нет сомнений: создание муниципального автопарка Semey Bus с новыми автобусами и электронным билетированием обречено на полное фиаско без государственной подпитки. “Почетную” миссию спасения от банкротства оскандалившегося перевозчика его покровитель - городской акимат - намерен возложить на… пассажиров! Чиновники готовы одобрить взлет проездного тарифа с нынешних 80 тенге если до не 240 и 190, то как минимум (!) до 140 тенге.

Общественный транспорт Семея трясет далеко не первый год. Сначала местные власти воевали с частниками, а теперь схлестнулись и с собственным произведением - ТОО Semey Bus. Боевые действия с некоторым затишьем и переменным успехом продолжаются уже несколько месяцев. Последняя “фронтальная” вспышка случилась 14 июля: в тот день около 40 сотрудников Semey Bus, обслуживающего 70 процентов городских маршрутов, собрались у ворот предприятия, не давая выезжать автобусам. Очередное недовольство было вызвано задержкой зарплаты. Руководители так и не вышли к бастующим и вызвали полицию. Но люди добились своего: на их банковские карточки начали поступать деньги. А на следующий день замдиректора ТОО Semey Bus Асет КАЛИГОЖИН вызвал журналистов, чтобы оправдаться и заявить:

- Мы несем большие убытки… Из-за больших долгов по налоговым отчислениям наши счета были арестованы, что привело к бунту, недовольству наших работников.

Асет КАЛИГОЖИН.

Он же перечислил причины, по которым автопарк с государственным участием в уставном капитале (49 процентов; 51 процент находится в частной собственности) оказался в бедственном положении. Главная из них… нет, не антиковидный карантин, хотя после введения дополнительных ограничительных мер пассажиропоток сократился вдвое, а отсутствие обе­щанных субсидий от государства.

Калигожин напомнил, что ТОО Semey Bus было создано в прошлом году в рамках реализации проекта по обновлению пассажирского транспорта Семея по поручению и при поддержке акима Восточно-Казахстанской области Даниала АХМЕТОВА. Муниципальный парк заменил сразу нескольких частников, вышедших из игры, и при этом выполнил главное требование властей - приобрел через лизинг 170 новых автобусов разных классов и ввел электронное билетирование пассажиров. Причем приобрел в кредит, заняв у АО “БРК-Лизинг” 3,5 млрд тенге на семь лет под семь процентов годовых. Со своей стороны государство пообещало субсидировать нового во всех отношениях перевозчика. Сумма дотаций не оглашается, но, по некоторым неопровергнутым оценкам, она составляет 1 млрд тенге.

- Мы выполнили условие облакимата. А субсидий так и не увидели. Городской акимат писал письма в область, но никаких ответов нет, - разводит руками Калигожин. - Наши автобусы работают себе в убыток. Деньги на ремонт и ГСМ изыскиваются нашим руководством. Но эти деньги тоже иссякнут...потому как ТОО Semey Bus никто не освобождал от лизинговых платежей за приобретенные автобусы. Что остается делать? Конечно же, повысить тариф на перевозку!

- Действующий тариф 80 тенге и без того убыточный, а тут еще 8 процентов из этой суммы - расходы на электронное билетирование, - разворачивает свою логику обоснования замруководителя автопарка, которого, по его же собственному признанию, сегодня вполне устроит тариф в 140 тенге.

Самое неприятно-удивительное для семейчан то, что городские власти совсем не против такого развития событий! Во всяком случае замруководителя городского отдела транспорта и автодорог Нурлан СЕРГАЗИНОВ дал понять, что повышение стоимости проезда в общественном транспорте - дело почти решенное:

- Доводы перевозчиков мы, конечно, принимаем. Последнее повышение тарифа было в 2017 году (с 60 до 80 тенге). За это время повышение цен произошло по всей республике. Подорожали бензин, дизтопливо, запчасти, выше стал прожиточный минимум. По расчетам ТОО “Таксомоторный парк” (еще один перевозчик, которому в Семее принадлежит 25 процентов маршрутов. - М. Г.), оптимальный тариф составляет 240 тенге, но по нашим расчетам - 190 тенге.

Неужели горакимат смирился с тем, что вышестоящий орган не выдает обещанных субсидий для местных перевозчиков?

- Есть заявление к правительству о необходимости субсидий перевозчиков со всего Казахстана, не только наших. Это связано с ситуацией с коронавирусом. Но раз затягивается вопрос с субсидированием, нужно поддержать наших перевозчиков, они терпят затраты (вот так и сказал! - М. Г.). Поэтому сейчас мы прорабатываем вопрос с повышением тарифа! - отрезал Сергазинов.

Взрыв возмущения не заставил себя ждать. В соцсетях семейчане задаются вопросом: почему акимат собирается поддерживать нерентабельный автопарк за счет горожан, которые во время карантина тоже “терпят затраты”?! Акимату и его главе припомнили все.

“Интересы пассажиров игнорируются! Частники думают только о собственном кармане!” - пылал праведным гневом аким Семея Ермак САЛИМОВ несколько лет назад, когда прежние перевозчики пытались продавить тариф с 60 до 80 тенге. Семейчан, жаловавшихся тогда на старые аварийные автобусы и маршрутки, грязь в салонах, несоблюдение графика, хамство кондукторов и произвол водителей, уговаривали потерпеть. “Вот создадим муниципальный автопарк с новыми автобусами, которые будут ездить по новым маршрутам, тогда и покажем пассажирам класс!” - неслось с высоких семейских трибун.

Парк создали в сентябре 2019-го. Но долгожданные изменения привели к небывалому транспорт­ному коллапсу, о котором судачила вся страна. В день запуска новой маршрутной сети многие горожане не смогли дождаться своего автобуса, а те, кому это удалось, жаловались на ожесточенную давку в салонах. Более того, те перемены больно ударили по карману пассажиров. Удобные маршруты, напрямую связывавшие разные концы города, убрали, и горожане теперь вынуждены добираться до места назначения только с двойной, а то и с тройной пересадкой.

А акиматчиков, которые подвергали остракизму малейший недочет прежних перевозчиков, с того момента словно подменили. В ответ на многочисленные жалобы семейчан чиновники советовали… смириться! “Мы провели транс­портную реформу очень быстро и радикально. Нужно просто привыкнуть к новым обстоятельствам”, - безапелляционно заявили тогда в городском акимате.

- С самого начала так называемая транспортная реформа была направлена вовсе не на повышение комфорта для пассажиров, как горячо убеждали акиматчики. Ее главная цель - создание идеальных условий для детища акимата ТОО Semey Bus, - считает правозащитник Илья БАРОХОВСКИЙ. - Люди массово жалуются на переполненные салоны и пересадки? Так, простите, акимат сознательно этого добивался, сократив число автобусов с 427 до 321, а количество маршрутов - с 59 до 42! Это было сделано для того, чтобы 170 автобусов Semey Bus больше зарабатывали. Зачем им ездить с полупустыми салонами, если можно натолкать пассажиров, как сельдей в бочку, и сорвать солидный куш?

Но даже такие ухищрения, по мнению Бароховского, не способны сделать новый автопарк рентабельным.

- Там самоцель была получить субсидии от государства. Мои источники даже называли предполагаемую сумму - один миллиард тенге. Поэтому создатели смело влезли в громадные долги, взяв в лизинг 170 новых автобусов, - считает общественный активист. - Поэтому запустили автопарк, не имея финансовой возможности осилить оплату двух смен водителей и кондукторов. Ведь как рассуждали? Главное - как-то дотянуть до получения субсидий!..

Не утихают страсти и в самом нью-автопарке, работники которого сначала жаловались на каторж­ные условия труда (см. “С больного BUS - на здоровый”, “Время” от 3.3.2020 г.), а тут еще с начала апреля из-за введения в городе дополнительных ограничительных мер резко ограничили движение общественного транспорта, вследствие чего 380 сотрудников были отправлены в отпуск без содержания, но не смогли получить госпомощь в 42 500 тенге, потому что ТОО Semey Bus не отчисляло взносы в пенсионный фонд.

Любому понятно, что работа общественного транспорта исключительно в часы пик (с 6.30 до 10.30 и с 16.00 до 19.30, и это в лучшем случае!) позволяет и прибыль по максимуму собрать, и избежать дополнительных трат на запчасти, ГСМ, зарплату сотрудникам. Когда же семейчане жалуются, что боятся заразиться коронавирусом в переполненных автобусах, аким города жестко парирует: мол, на тоях намного больше риска подхватить опасный вирус!

Сейчас по городским маршрутам курсирует половина автопарка ТОО Semey Bus. Чтобы перевозить пассажиров строго по числу сидячих мест, выполняя рекомендации санврача, фирме нужно вернуть на линии все свои автобусы. Но как это сделать, если перевозчик, по его откровениям, не в силах содержать даже половину автобусов, которые сейчас выходят на линии по сокращенному графику? Замкнутый круг...

Вот и получается, что дела у муниципального автопарка совсем плохи, раз акимат согласен прибегнуть для его спасения к такой непопулярной мере, как повышение тарифа.

Пассажиры, правда, предлагают другой выход из тупиковой ситуации. “Раз новый автопарк нежизнеспособен, пусть объявляет себя банкротом. А маршруты нужно передать тем, кто захочет и сможет перевозить людей за 80 тенге”, - массово пишут горожане в социальных сетях. Но кто их послушает? И найдутся ли такие смельчаки, причем по обе стороны баррикады?

А пока перевозчики угрожают повысить тариф в разы, пассажиры в Семее приспособились ездить... совершенно бесплатно! Дело в том, что сразу после введения электронного билетирования в общественном транспорте городские власти предупредили: со временем, когда пассажиры привыкнут оплачивать проезд через валидатор, автопарк откажется от услуг кондукторов на большинстве маршрутов.

- И такое время наступило именно в период карантина! - усмехается Бароховский. - С одной стороны, автопарк, который на грани банкротства, можно понять: отказ от кондукторов - это экономия в день с одного автобуса 7500 тенге. Именно такая зарплата у кондукторов. А с другой стороны - наивно было полагать, что наши граждане, измотанные безденежьем, не воспользуются возможностью проехать бесплатно. В итоге автопарк стал нести большие финансовые потери. Вместо того чтобы вернуть кондукторов, Semey Bus начал запугивать водителей, что их накажут материально. Сейчас им к зарплате идут кондукторские надбавки, но понятно же, что водитель физически не может одновременно следить за дорогой и вылавливать зайцев в салоне!

И снова акимат пришел на помощь своему детищу, создав мобильные группы по ловле зайцев. А люди настолько привыкли к возможности ездить бесплатно, что даже на тех маршрутах, где есть кондукторы, отказываются платить. Один пассажир и вовсе набросился на кондуктора с топором! К счастью, все обошлось парой швов на ноге...

Так вот, за два дня мобильная группа, куда наряду с сотрудниками акимата вошли полицейские, выловила около сотни безбилетников и привлекла их к административной ответственности. Штраф - 2 МРП (5650 тенге). Но возникает вопрос: на каком основании акимат и полиция выполняют работу самого автопарка? Помнится, в советское время ловлей зайцев занимались контролеры, которые получали зарплату в автопарках. Но что не сделаешь для любимого детища!

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть