1922

Воздушная тревога

Расходы на лечение казахстанцев, заболевших только из-за грязного воздуха, превышают один процент ВВП страны. А экономический ущерб от загрязнения окружающей среды намного больше, чем затраты на его очищение, утверждают эксперты.

Воздушная тревога

По данным РГП “Казгидромет”, в 2017-2019 годах лидерами по средней концентрации взвешенных загрязняющих веществ в атмосфере были Нур-Султан, Темиртау, Жезказган и Шымкент. На втором месте - Алматы, Актау, Атырау и Балхаш. А третье место поделили между собой Караганда, Павлодар, Экибастуз и Тараз. Об этом сообщила в ходе прошедшей на днях онлайн-дис­куссии на тему качества воздуха в городах Казахстана эколог-иcследователь Айымгуль КЕРИМРАЙ. Правда, если рассматривать концентрацию в воздухе отдельных веществ, то картина меняется. Например, по содержанию двуокиси азота верхнюю строчку рейтинга занимают Алматы, Нур-Султан, Тараз и Шымкент, по содержанию двуокиси серы - Усть-Каменогорск, Алматы, Нур-Султан и Кызылорда, а по содержанию озона - Актау, Актобе, Шымкент и Балхаш.

Интересно, что в Алматы в период карантина качество воздуха несильно улучшилось. Результаты исследований, которые на протяжении нескольких лет проводит лаборатория “Экология биосферы”, свидетельствуют: содержание в воздухе этилбензола и оксилола, относящихся к одной из наиболее опасных групп летучих органических соединений, в апреле 2020 года было соответственно в 4 и 2,7 раза ниже, чем в это же время в 2015-2019 годах. А вот концентрация бензола и толуола, также входящих в эту группу, наоборот, увеличилась в 3 и 2 раза соответственно.

- Источником данных соединений является любой процесс сжигания независимо от того, твердое это топливо или жидкое, - отметила заведующая лабораторией Насиба БАЙМАТОВА. - Когда мы проводили замеры во время карантина, источником загрязнения было в основном твердое топливо (в период ранней весны. - М. А.). Людям было холодно, они сидели дома и топили печи, бани. Также к весне все начинают очищать свои участки, сжигать мусор. Некоторые точки (в момент отбора там проб для анализов. - М. А.) были подвержены влиянию ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, а также автобусных остановок.

По соотношению толуола к бензолу можно сказать, что явилось источником загрязнения на момент отбора проб. По нашим данным, характер загрязнения воздуха в Алматы комплексный, и эти бесконечные споры о том, кто является главным загрязнителем, бессмыс­ленны, - подчеркнула эксперт.

Всем прекрасно известно, что качество воздуха сказывается на здоровье населения. Исследование, проведенное американскими учеными в 2018 году, показывает, что риск смерти от заболеваний нижних дыхательных путей, хронической обструктивной болезни легких, рака легких, ишемической болезни сердца и инсульта существенно возрастает с повышением содержания в воздухе частиц РМ 2,5.

Ущерб здоровью людей, особенно работоспособного населения, влечет ущерб экономике, ведь больной человек не работает, а государство тратит деньги на его лечение. Несколько лет назад специалисты Всемирного банка подсчитали затраты в сфере здравоохранения, связанные с загрязнением воздуха взвешенными частицами, в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Павлодарской областях. По их данным, ущерб был равен 1,34 млрд долларов в год, что составило 0,9 процента от ВВП страны. Нетрудно предположить, что с учетом всех 17 регионов страны эта сумма наверняка превысит один процент ВВП, а то и больше.

- Одно из исследований в Америке показало, что каждый доллар, вложенный в снижение загрязнения воздуха, приносит в семь раз больше выгоды, - заметила в этой связи Айымгуль Керимрай. - То есть экономический ущерб от загрязнения воздуха больше, чем те затраты, которые нужно вложить в улучшение его качества.

В ходе обмена мнениями старший научный сотрудник центра превосходства Veritas Восточно-Казахстанского государственного технического университета Даулет АСАНОВ выразил уверенность, что все эти проблемы являются следствием неэффективного экологического регулирования:

- Упрощенная система выдачи нормативов выбросов (вредных веществ в атмосферу. - М. А.) породила ситуацию, когда любое крупное предприятие может обратиться в государственный орган с формальными причинами увеличения нормативов. Например, ТЭЦ приходит и говорит: вот у меня письмо из акимата о том, что через год построят 20 жилых домов. И ей без проблем увеличивают нормативы. Со стороны государства и общества нет контроля за эмиссиями! Любое предприятие самостоятельно учитывает свои эмиссии, а для контроля нанимает частную лабораторию. Понятно, что кто платит, тот и заказывает музыку. Ни одно предприятие себе в ногу стрелять не будет и в государственный орган завышенную отчетность не подаст!

- Проблему также создает отсутствие ответственности крупных загрязнителей за неудовлетворительное санитарное состояние атмосферного воздуха населенных пунктов, - продолжил эксперт. - Кроме того, у нас очень формализованные природоохранные программы предприятий. Прежде чем ты получишь разрешение на эмиссии, составляешь план природоохранных мероприятий. И туда можешь втюхивать любые ремонт­ные работы, замену газоотводов, которые по своей стоимости очень внушительные - миллиардами исчисление идет. А госорган смотрит и думает: предприятие вкладывает большие деньги - на тебе разрешение. А вот к экологии это имеет весьма косвенное отношение.

Кстати, новый Экологический кодекс, проект которого рассмат­ривает сейчас парламент, как раз таки основывается на принципе “загрязнитель платит”: штрафы за эмиссию вредных веществ в окружающую среду вырастут в 10 раз. Таким образом государство намерено стимулировать предприятия к внедрению современных технологий, позволяющих уменьшить выбросы. Кроме того, штрафы и налоги, поступающие в казну от загрязнителей, планируется направлять на природоохранные мероприятия. Будет ли такой подход эффективным? Время покажет.

Тем временем эксперты считают возможным уже сейчас приступить к реализации комплекса мер, направленных на улучшение качества воздуха. Они не новы, но от этого не менее актуальны: развитие системы общественного транспорта, особенно электрического, перевод ТЭЦ на газ, запрет на сжигание угля в городах и т. д.

- Когда мы говорим, что уголь дешевле газа, мы должны также учитывать ущерб, который приносит уголь, - считает Айымгуль Керимрай. - Вполне может оказаться, что ущерб от угля гораздо больше, и населению выгоднее платить больше за газ, чем потом тратить деньги на лечение.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть