4564

Неужто поплывём?

Столице грозит весеннее наводнение

Неужто поплывём?

В Нур-Султане уже третью неделю сохраняется режим ЧС. Сугробы после продолжительного январско-февральского снегопада, побившего по обильности рекорд 1964 года, местами достигают высоты одноэтажных домов. На этом фоне акимат на этой неделе принял комплексный план противопаводковых мероприятий. Но впереди еще полфевраля и март, и, по прогнозам Казгидромета, метели еще будут! Обеспечена ли столичным жителям промокшая обувь весной?

Реальность и прогнозы

- О паводках говорить рано - они зависят не только от снегозапасов, но и от других факторов: осеннего увлажнения почвы и ее промерзания, солнечной радиации и процесса испарения снега. Кроме того, все будет зависеть от режима работы Астанинского водохранилища, которое обеспечивает город питьевой водой: его наполняемости, организации сброса и пропуска талой воды. Так что точный прогноз о паводках можно сделать только в марте, поэтому основные гидрологические прогнозы мы будем предоставлять еженедельно с уточнениями каждые три дня с первых чисел следующего месяца, - сообщил газете “Время” директор департамента гидрологии РГП “Казгидромет” Дидар ЖАНИБЕКУЛЫ.

Надо сказать, большинство факторов складывается против нас. По словам гидролога, осенью земля в столице переувлажнилась с избытком - такими обильными были дожди. Это означает, что в период снеготаяния грунт будет плохо впитывать воду и сток разольется поверх него. Сейчас потери снега на испарение пока нулевые, солнце в столице все время закрыто облаками. Что касается Астанинского водохранилища, то снегозапасы там уже превышают среднемноголетнюю норму на 36 процентов. С другой стороны, обнадеживает, что почва в столице промерзла на глубину всего 52 см (в прошлом году из-за малоснежья она окоченела на 121 см), а это значит, что какую-то часть талой воды земля все-таки сможет вобрать.

- Обо всем этом мы письменно предупредили администрацию президента, Совет безопасности, канцелярию премьер-министра, направив в эти госорганы соответствующую справку. Из правительства и АП уже поступило поручение, чтобы комитет по водным ресурсам Минэкологии был готов к приему и безопасному осуществлению сброса большой воды в сторону Астанинского водохранилища. А пока мы ждем осадки в столице, они в феврале и марте будут продолжаться. То есть имеющиеся влагозапасы еще неокончательные, - добавил гидролог.

Столичные спасатели, несмотря на неопределенность прогнозов, уже готовятся к паводкам: с 1 февраля обследуют мосты, русла рек, дамбы, Астанинский контррегулятор, чистят лотки арычной системы и ливневой канализации, по которым во время таяния снега будет отводиться вода.

- В любом случае угроза паводков сохраняется, - сурово заметил “Времени” начальник управления снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты ДЧС Нур-Султана полковник гражданской защиты Урал АБДРАХМАНОВ. - У нас только за январь выпало 73 мм осадков при норме в 16 мм. Такого не было на моей памяти никогда! Поэтому принято решение, что в случае чрезвычайной ситуации во время паводков мы увеличим силы и средства на 2000 человек и 500 единиц техники дополнительно из соседних областей и других гос­органов. Сейчас за счет средств местного бюджета уже приобретены инертные материалы и мешкотара. Кроме того, из государственного материального резерва будет дополнительно запрошено 100 единиц техники.

ДЧС определил в Нур-Султане 37 паводкоопасных участков, на которых проживают 4,5 тысячи человек. Это в основном частный сектор, располагающийся в низинах города. В связи с чем спасатель обратился к жильцам частных домов:

- Надо, чтобы они уже сейчас убирали снег на своей территории и выносили на улицы, а коммунальные службы могли вывезти его. Никого со стороны ждать не надо, свою территорию частники должны убирать сами.

В акимате сообщили, что тоже проводят антипаводковые мероприятия. Состоят они пока из одного пункта - убрать снежные горы выше человеческого роста из частного сектора и с обочин дорог. А дальше избавиться одним из способов: свезти на снежные полигоны или сплавить в канализацию.

Снег да снег кругом

Снежная свалка есть у каждого района столицы. Располагаясь на окраинах, они представляют унылую картину - бесконечные снежные барханы и негреющее солнце. Наверное, так и выглядит безлюдная Антарктида...

Два полигона из шести имеющихся акимат уже законсервировал, так как спецтехника не достает ковшами до верха утрамбованных снежных насыпей. Высота складируемого снега там достигла 2-3 метров! Оставшиеся четыре полигона уже заполнены на 50-70 процентов. Они располагаются в микрорайонах “Жагалау”, “Железнодорожный”, по трассе Алаш напротив мусорного полигона и по улице Тлендиева за постом полиции. Коммунальщики говорят: если на полигоне сделать гигантский срез снежных гор, то можно прочитать биографию уходящей зимы: каждый слой свидетельствует о прошедших снегопадах в Нур-Султане.

- Площадь каждого из полигонов - 30-50 га, это больше половины нашего Ботанического сада. По сравнению с прошлым годом на эти полигоны вывезено более 55 процентов выпавшего в столице снега. Да, есть вероятность, что до весны заполнятся оставшиеся четыре полигона. Если это произойдет, будут срочно резервироваться новые площади, мы заранее планируем эту работу вместе с акиматом, - рассказал газете “Время” первый замгендиректора ТОО “Астана тазалык” Медеу РАЖАНОВ.

Кроме того, в столице работают три снегоплавильных комплекса, их может увидеть каждый житель. Установлены они в центре города. Внешне напоминают гигантские соковыжималки: жидкость выходит тонкой струйкой из отверстия, а жмых из крупного мусора, грязи и песка остается в машине. Жидкий снег сливается в очистные сооружения, а оттуда, пройдя четырехступенчатую очистку от химических реагентов, сбрасывается в реку. Вот почему установки, хотя и мобильные, ставить можно только рядом с ливневой канализацией.

- Снег экономичнее плавить, чем складировать на полигонах. Если в снегоплавильном оборудовании вся работа заключается только в том, чтобы после каждой смены, через 7-8 часов, остановить машину на дозаправку, очистить бункер от остатков мусора, а затем снова включить, то на полигонах после зимы коммунальщиков ждет дополнительная работа. Нужно провести рекультивацию, очистить полигон от мусора, который попал сюда со снегом, и направить талую воду в русло. То есть появляются дополнительные расходы. Кроме того, плавя снег, мы экономим средства на его транспортировку до полигонов, - добавил коммунальщик.

По его словам, за 7-8 часов работы чудо-машины плавят около 2000 кубометров снега. А в сутки на столичные полигоны вывозится около 10 000 кубов.

Гидротехнический подход

Если столичные власти видят в снеге одни лишь проблемы и потому озабочены только вопросом его ликвидации, то ученые призывают относиться к нему как к бесценному ресурсу для обезвоженной территории столицы и беречь, чтобы летом использовать талую воду для полива и водоснабжения. Однако ежегодно весной она самотеком уходит в Россию через реки Ишим, Иртыш, Тобол.

- Столица Казахстана расположена в низине, и это обстоятельство является основной причиной ее подтоплений. Чтобы обезопасить город от наводнений, необходима система гидротехнических сооружений (ГТС) - сеть каналов, хранилища воды и дренажная система, - считает доктор технических наук, академик Международной академии информатизации при ООН, старший преподаватель КазАТУ им. Сейфуллина Марат КОШУМБАЕВ. 

- Снег можно собрать с помощью арыков и каналов и в дальнейшем талую воду использовать хотя бы для мытья машин или улиц, как это делают в развитых странах. А вообще, эту воду можно использовать для полива, мелиорации и рыбоводства. За этот драгоценный ресурс нужно бороться! Система ГТС должна быть утверждена в акимате и развиваться вместе с городом. Для расчета объема водохранилищ и сечения каналов надо определить средний объем снега за 50 или 100 лет вокруг Нур-Султана, а также провести исследования, эксперименты и математическое моделирование. Да, это недешево, но затраты на исследования и проектирование не превысят расходов на мероприятия по преодолению последствий от наводнений. Вместе с тем сократятся расходы на ежегодный ремонт дорог, тротуаров и зданий.

Но не все так просто. По словам академика, проект комплексной системы гидротехнических сооружений нужно разрабатывать обязательно совместно с компетентными сотрудниками на базе НИИ и проектного института. Однако после развала СССР практически все НИИ и проектные институты приватизированы, а их здания собственники сдают в аренду. При этом сильные специалисты, увы, уехали из страны, говорит Кошумбаев.

- Столицу строили быстро и с большим размахом. При таком подходе многие инфраструктурные вопросы просто игнорировались. В угоду застройщикам сужались улицы, застраивались дворовые площадки, не было места каналам и арыкам. Возможно, сейчас при строительстве комплексной системы ГТС для защиты столицы от наводнений придется снести некоторые дома и другие постройки, но это нужно сделать для дальнейшего развития быстрорастущего города. Если генплан развития столицы будет разрабатываться без специалистов-гидротехников, то она всегда будет испытывать всякого рода трудности, - вынес ученый свой неутешительный вердикт.

Кстати, после катастрофы в Кызылагаше, случившейся 10 лет назад, КазНИИ энергетики под руководством Марата Кошумбаева разработал программу строительства ГТС в стране и презентовал ее МЧС. Оно одобрило и поддержало ее для бюджетного финансирования, но деньги из правительства так и не выделили, программа осталась пылиться на полке.

- Правда, моими исследованиями заинтересовались гидротехники из Таджикистана, которые собираются эксплуатировать самый большой гидроузел в мире - Рогунскую ГЭС. Я с большим удовольствием дал разрешение использовать мои разработки для решения возможных проблем. Надеюсь, что в будущем мои книги по строительству и обеспечению безопас­ности ГТС все же будут полезны и Казахстану, - сказал напоследок ученый.

Возникает вопрос: если столько лет власти борются с последствиями половодья, а не с причинами, может, чиновникам выгодно смывать большой водой и миллиардные средства из бюджета?

Тогжан ГАНИ, фото автора и из архива Марата Кошумбаева, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть