2394

Дети, это бизнес!

В Петропавловске разгорелся нешуточный скандал из-за передачи трех детских садов в доверительное управление бизнесменам. Когда пошла волна возмущения со стороны родителей и воспитателей, было уже поздно: договоры о государственно-частном партнерстве заключены, и назад пути нет. К проверке жалоб подключились общественники, прокуратура и антикоррупционная служба.

Дети, это бизнес!
Детский сад “Балдаурен”.

Механизмы ГЧП внедряются по всей стране. Передавая частникам различные объекты в доверительное управление, государство стремится сэкономить. Бизнесмен по договору берет на себя капитальный ремонт и делает другие вложения. Ранее в Петропавловске передали в доверительное управление летние детские лагеря, чему тоже возмутились родители: путевки резко подорожали, а длительность сезона сократилась.

На этот раз власти задели родительскую общественность за живое, отдав под управление бизнесменам воспитание дошкольников. Если эксперимент будет удачным, то чиновники от образования готовы распространить опыт на остальные государственные садики и даже школы.

Надо сказать, что частные сады в Петропавловске всегда славились качественными услугами, но в то же время очень высокими ценами. В некоторых группах, где нет госзаказа, родители платят по 50 тысяч тенге в месяц. Это в три раза дороже, чем в государственных дошкольных учреждениях, куда детей распределяют по очереди. Далеко не все горожане могут позволить себе платить такие деньги и потому терпеливо ждут очереди, чтобы отдать малыша в государственный садик. И вот теперь все они могут стать частными.

При передаче трех детских садов - “Ивушка”, “Балдаурен” и “Ак бота” - в доверительное управление бизнесменам с инвесторами подписывают договор и оговаривают условия. Чиновники уверяют, что размер оплаты останется в прежних пределах и будет равен стоимости питания. К тому же за каждого ребенка бизнесменам из бюджета будут выплачивать по 30 тысяч тенге в месяц - на зарплату сотрудникам и оплату коммунальных услуг. Такое же подушевое финансирование предусмотрено и в государственных дошкольных учреждениях.

Но частник будет предоставлять и дополнительные услуги. Например, откроет бассейн, арт-студию, кружки хореографии, карате, английского языка, шахматную секцию... На том и получать прибыль.

Практически сразу после заключения договоров о ГЧП в одном из садиков пошли разговоры о предстоящем повышении ежемесячной оплаты сразу на 10 тысяч тенге. Говорят, примерно в такую сумму может оцениваться дополнительное образование - выбранные родителями кружки и секции. Возмущавшихся родителей никто не удерживал, и почти половина детей группы с казахским языком обучения ушла в другие садики. В этой связи пошли разговоры о закрытии казахской группы, так как в ней осталось мало детей.

Начали беспокоиться и воспитатели - мол, с ними перезаключили договоры, и они уже работают не в государственной структуре, а в частной, где, как известно, главное - это прибыль, а не соцпакеты. И хотя по договору новый управляющий обязан сохранять основную часть коллектива хотя бы в первый год, заявления по собственному никто не отменял. Сотрудники начали подумывать об уходе. Так, воспитатель детсада “Ивушка” уволилась, потому что побоялась потерять очередь на жилье по гос­программе для бюджетников, которую ждет 10 лет.

Наболевший вопрос после шквала жалоб от родителей вынесли на обсуждение общественного совета города. Здесь-то и выяснилось, что общественники, как и городские депутаты, ни сном ни духом не знали о деталях передачи! Перечень объектов с ними никто не обсуждал и не согласовывал. С критикой за нарушение законодательных процедур и за такое наплевательское отношение к общественному мнению члены совета накинулись было на заместителя акима Петропавловска Аскара ХАБИБУЛИНА. Но вся соль в том, что городской акимат - собственник детских садов - тоже оказался в стороне от принятия решения об их передаче.

- С городским акиматом этот вопрос не согласовывался. Все происходило на уровне области, - сказал замакима. - Решение по передаче было принято постановлением областного акимата еще в марте прошлого года, согласно законодательству о государственно-частном партнерстве. Конкурс объявили в июле, предварительно обсудив этот вопрос на областном общественном совете. По результатам конкурса детские сады в декабре были переданы в доверительное управление. Все по закону.

Заседание общественного совета.

Однако в ответ на складные речи чиновника свои доводы привел юрист, член общественного совета города Павел АФАНАСЬЕВ.

- Гражданский кодекс выше по нормативной силе, чем закон о ГЧП. И там сказано, что договор заключает собственник, то есть город. Еще один важный вопрос, на который вы не ответили: почему областной маслихат принял решение об утверждении перечня объектов ГЧП 4 октября 2019 года, а итоги тендера подвели почему-то намного раньше - в августе?

Аскар Хабибулин поспешил успокоить членов совета, что компетентные органы в процедуре тендера нарушений не выявили и что ажиотаж вокруг передачи детских садов необоснованный.

- Если родители не согласятся пользоваться допуслугами, то администрация садика будет всеми правдами и неправдами пытаться избавиться от этого ребенка, как было с казахской группой, - уверен Афанасьев. - Родителям прямо говорили: вот, мол, недалеко другой садик, там все это бесплатно, а здесь надо будет платить. Дети массово ушли. И мы боимся, что начнется переток детей.

Общественники хотели выяснить еще один важный вопрос: по каким критериям в областном акимате, маслихате или управлении образования выбирали садики для пилотного проекта? Ведь бизнесменам почему-то передали относительно новые детские сады в центре города, которые в принципе не требуют больших капиталовложений, а потому не были обременительны для бюджета. К тому же сами зарабатывали на дополнительных услугах!

- По какому принципу и какие объекты передаются? По принципу привлекательности для бизнесменов? Какая государственная цель и выгода при этом преследуется? Кто делал экспертизу этого проекта? - задался вопросами член общественного совета Александр КАЗАНЦЕВ. - Насколько мне известно, в данном случае проводило экспертизу СПК - акционерное общество с государственной долей акций, которое не имеет лицензии на проведение такой экспертизы. Хотя специальный орган, который проводит экспертизу и осуществляет мониторинг всех проектов ГЧП, - палата предпринимателей. Но там даже не слышали об этом, в их мониторинге нет этих проектов!

Собравшихся поразил анализ бюджетных вложений в эти три садика за последние 10 лет. Оказывается, в 2018 году на ремонт кровли в “Ивушке” было потрачено 508 000 тенге. И все. По словам замакима, больше денег государство за последние 10 лет на них не тратило.

- Зачем тогда избавляться от этих садов? - задал уже риторический вопрос Павел Афанасьев и предложил поставить перед акимом города вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности его заместителя, курирующего соцсферу, и руководителя отдела образования за то, что они игнорируют мнение городского маслихата и общественного совета. За это члены совета проголосовали единогласно.

- Мы уже не можем их вернуть? - с разочарованием спросил один из членов общественного совета, понимая бессилие органа в этом вопросе.

- Проверка прокуратуры и Агентства по борьбе с коррупцией еще не закончена, поэтому точку в этом вопросе ставить рано, - с оптимизмом резюмировал Павел Афанасьев.

А после общественного совета он поднял этот вопрос во время итоговой отчетной встречи акима Петропавловска перед акимом Северо-Казахстанской области Кумаром АКСАКАЛОВЫМ. Последний признал, что передача в доверительное управление именно этих благополучных и не требующих затрат детских садов была неправильной, отметив недоработку в этом вопросе управления образования.

Как исправить ошибку и вернуть сады государству, и собирается ли областной акимат это делать? - этот вопрос пока остается открытым.

Екатерина НАЗАРЕНКО,фото автора,Петропавловск

Поделиться
Класснуть