2265

Минуты раздора

Вот уже месяц как павлодарцам приходится передвигаться на такси, на велосипедах, на своих двоих - в общем, на чем угодно, но только не на общественном транспорте. В часы пик маршрутные такси настолько переполнены, что машины просто “ползут на брюхе”. Пропуская их одну за другой, горожане по 30-40 минут мерзнут на остановках.

Минуты раздора
Павлодарцы мерзнут на остановках в ожидании своего транспорта.

Таков результат увеличения интервала движения. Раньше он был пять минут. Но с 15 ноября в городском акимате приняли решение увеличить его до 8 минут. Акиму Павлодара Кайрату НУКЕНОВУ доложили о так называемых нелегалах, самовольно выезжающих на маршруты в часы пик и забирающих прибыль у собственников больших автобусов. Именно автобусники, ратуя за “единые правила игры”, и стали инициаторами нововведений в сфере городского пассажирского транспорта. Почему градоначальник пошел у них на поводу - другой вопрос. Но то, что пострадали от этого в первую очередь пассажиры, бесспорно.

Жительница Павлодара Светлана ВОРОНОВА возит в школу сына-первоклассника с инвалидностью. У Ярослава аутизм и связанная с этим повышенная сенсорная чувствительность. Ребенок не может ехать в переполненной маршрутке, хотя имеет право на бесплатный проезд вместе с одним из родителей. В последнее время маме с сыном приходится ездить в школу на такси.

- Маршрут 003 стал для нас просто невозможным. Да, маршрутки и раньше в часы пик никогда не ездили пустыми, но то, что в них творится сейчас, не передать словами. Это нужно видеть! Люди, чтобы не мерзнуть и не опаздывать на работу, набиваются в салон как кильки в банку.

Водители маршрутных такси признаются, что из-за большой пассажирской нагруженности транспорт вообще не может ехать.

- Машины ползут на пузе. Мы не можем ехать по маршруту, потому что люди стоят, дверь закрыть не дают. Из-за этого мы опаздываем. Раньше четкий, слаженный график был. Все успевали и людей всех забирали. Никто на остановках не мерз. А сейчас что творится?! Настоящий транспортный коллапс! - недоумевает водитель 115-го маршрута Иван ДАНЬКОВСКИЙ.

Под словами о невозможности в часы пик вовремя уехать на общественном транспорте подпишутся многие павлодарцы, кто пользуется его услугами. Вот только на встречу акима города с перевозчиками пассажиров никто не пригласил. А павлодарцам было что сказать и автобусникам, и маршрутникам.

Теперь попытаемся разобраться, на чем основывался аким Павлодара, принимая решение об увеличении интервала с 5 до 8 минут. До 15 ноября павлодарские пассажиры вообще не знали проблем с городским общественным транспортом. Ну или почти не знали, если не брать во внимание движение автобусов после 9 часов вечера, которое являлось таковым лишь номинально. Но учитывая, что во все остальное время суток, особенно в часы пик, “пациент был скорее жив, чем мертв”, никто по этому поводу особо не возмущался.

Маршрутные такси ходили с интервалом в пять минут, а по утрам и вечерам, когда наблюдался повышенный пассажиропоток, зачастую и через каждые две минуты. Вот эта регулярность и пришлась не по вкусу собственникам автотранспорта большого класса. Руководители этих предприятий посчитали, что маршруток на городские линии выходит больше заявленных в конкурсной документации. Таким образом, не соблюдается соотношение автобусов большого и малого класса, которое должно быть на уровне 70 и 30 процентов соответственно.

- Из-за того, что маршрутки выезжают вне положенных графиков, происходит наложение их движения на автобусы. Мы теряем пассажиров, а вместе с ними и деньги, - пожаловался директор ТОО “Павлодарский автокомбинат” Александр ПАНЧЕНКО.

Лишние машины насчитали на конечных остановках маршрутников и представители павлодарского автобусного парка №1, учредителем которого, кстати, является акимат.

- Все должны работать в равных условиях, - высказал свое мнение руководитель предприятия Вадим КОВАЛЬЧУК, призывая бороться с нелегалами.

Увеличение интервала между автобусами как раз и есть та эффективная, по мнению чиновников, мера, способная “перекрыть кислород” хитрым нелегалам. Осталось разобраться, откуда же на городских маршрутах, которые разыгрываются в тендерах, они взялись? Как выяснилось, к ним отнесли те несколько машин сверх конкурсной документации, которые были обнаружены в ходе совместных мониторингов заинтересованных сторон.

- Вопросы по нелегалам есть, и возникли они после многократной фиксации фактов превышения количества работающего автотранспорта от того, что было заявлено в конкурсной документации. Что касается увеличенного интервала, то сделано это было для того, чтобы сократить, точнее, привести в соответствие количество автотранспорта в Павлодаре, - сообщил Кайрат Нукенов.

У маршрутников своя правда. Представители фирм, обслуживающих автобусы малого класса, ссылаются на ту же конкурсную документацию, согласно которой они имеют право в случае повышенного пассажиропотока выпускать на линии резервные машины. Если вникнуть в суть проблемы, то получается полнейший абсурд. Перевозчика по закону могут наказать за недостаточную регулярность рейсов, не обеспечивающих в полном объеме перевозку людей. В Павлодаре же, получается, хотят наказать, наоборот, за то, что все рейсы выполняются регулярно.

После встречи с перевозчиками Кайрат Нукенов на время работы очередной мониторинговой группы, призванной определить реальное положение дел с пассажиропотоком в областном центре, нашел золотую середину - ни вашим, ни нашим. Интервал сократили с 8 до 6 минут. Но останется ли он на этом уровне или нет, неизвестно. В течение 10 дней в Павлодаре будет работать мониторинговая группа. Слово за ней!

Юлия ЧАЙКИНА, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть

Свежее