Рожать за тридевять земель
В отдаленных селах Алматинской области и роженицам,и хроническим больным,и даже пациентам с проломленным черепом приходится 200 километров трястись по плохим дорогам, чтобы получить медицинскую помощь.
Оптимизация системы здравоохранения еще более осложнила и без того нелегкую жизнь сельского населения Алматинской области. Из больниц, в том числе построенных в рамках программы “100 школ, 100 больниц”, работающих с неполной загрузкой, ушли деньги, началось массовое сокращение штатных единиц и закрытие медучреждений.
О том, как отразились нововведения на людях, расскажу на примере самого отдаленного населенного пункта области - Лепсы.
Здесь прошло тотальное сокращение кадров: на пять тысяч населения осталось два врача (терапевт и педиатр) и два стоматолога. Причем врачам приходится обслуживать жителей не только Лепсы, но и сел, которые когда-то относились к Борлитобинскому району. По просторам края они колесят на старом уазике, который уже давно подлежит списанию.
Зато в селе есть прекрасный медицинский комплекс. В 2009 году здесь провели реконструкцию, причем капитальную, и потом… законсервировали здания в связи с оптимизацией. Объекты стоят до сих пор как новенькие. Сердце кровью обливается, когда видишь замурованные входы в отремонтированную поликлинику и инфекционную больницу. Единственное место, где еще теплится жизнь, - это двухэтажный стационар.
- Раньше было пять отделений: терапевтическое, инфекционное, роддом, хирургия - всего 125 коек, и это помимо детского отделения. Работало более пятидесяти врачей, не считая среднего медицинского персонала. Сейчас осталось всего два отделения на пятнадцать койко-мест. И все они забиты круглый год, - жалуется главный врач сельской больницы терапевт Жанар МУСИНА - одна из двух оставшихся в селе врачей.
Сейчас в больнице ожидают очередное сокращение: на этот раз оно коснется среднего медперсонала. Это обстоятельство огорчает коллектив, но они в любом случае должны оказывать помощь.
Сокращение врачей узких специальностей здесь пережили с трудом. Люди долгое время не могли привыкнуть к тому, что у них больше нет хирурга или гинеколога. Женский врач покинул Лепсы девять лет назад. С тех пор селянки рожают где придется.
В свидетельствах о рождении у пятерых малышей многодетной матери Гульжан ТОЛЕБЕКОВОЙ каких только городов нет. Старшего женщина успела произвести на свет в Лепсы, остальных пришлось рожать в Сарканде, Талдыкоргане и Алматы.
Сейчас проблему с роженицами решили так: когда приближается срок родов, их отправляют в райцентр Сарканд, кстати, он расположен в 220 километрах от Лепсы.
Да, возможно, на пять тысяч населения не нужно 125 коек стационара и 50 врачей, но все-таки при сокращении штатов надо было учесть отдаленность села. И если врачи во всем мире ломают голову, как вылечить пациента, то в Лепсы ищут пути его госпитализации.
- Вы знаете, в последнее время просыпаюсь только с одной мыслью, чтобы никто не заболел и не попал в дорожно-транспортное происшествие, особенно в отдаленных аулах и на разъездах, - жалуется водитель “скорой помощи” Жанат ДОЛАЕВ. - Ведь дороги у нас только вокруг Лепсы, а дальше просто направление. Вы даже не представляете, какое расстояние приходится нам преодолевать, чтобы доставить пациента! Представьте, только до села имени Мукана Толебаева приходится по разбитой дороге добираться 56 километров, до Акбалыка -
50 километров, до Керегейтаса - 65 километров. Самым отдаленным считается Кокшалгын - до него 80 километров.
Как рассказывает парень, если летом по дороге еще можно передвигаться, то зимой вообще невозможно ехать: все вокруг заметает снегом. Были случаи, когда терялись в буране. Благо спасатели есть. Здесь, как и во всех отдаленных районах страны, все службы стараются работать сообща.
Очень тяжело приходится и больным с хроническими заболеваниями. Жительница Лепсы Айнур РАХЫМЖАНОВА с детства страдала болезнью почек. После родов ее состояние ухудшилось.
- Думала, что у меня просто анемия. Пришла к Жанар Манаповне на прием. Попросила выписать витамины. Ей мой внешний вид не понравился. Заставила сдать анализы на биохимию. И тут выяснилось, что у меня почечная недостаточность, - вспоминает события двухгодичной давности Айнур. - Врачи на “скорой” тут же повезли в Алматы. В городской клинической больнице №7 меня осмотрели врачи. Диагноз, выставленный в Лепсы, к сожалению, подтвердили.
Время шло на минуты. Спустя несколько дней женщине пересадили почку ее сестры. Операция прошла успешно. Через два месяца Айнур вернулась в родное село, где ее ждали малыши.
История вроде бы со счастливым концом. Однако женщине теперь приходится раз в две недели ездить в Талдыкорган на прием к нефрологу. А это примерно 200 километров.
-Теперь я под постоянным наблюдением врачей. Из Лепсы до Талдыкоргана добираюсь только на такси, автобусы здесь не ходят уже давно. Проезд в одну сторону обходится в 2 тысячи тенге, - жалуется Рахымжанова. - Сейчас ездить очень тяжело из-за отсутствия нормальной автодороги.
Хуже всего обстоят дела у Петра РЯБУХИНА. Он нуждается в постоянном очищении крови. Два раза в неделю ездит в Талдыкорган на процедуру гемодиализа.
- Дорога - сущий ад. Вся в ямах и ухабах. По ней невозможно просто так доехать. Устал уже не от болезни, а от того, что приходится постоянно ездить в областной центр, - жалуется Рябухин.
Случаев, когда пришлось спасать жизнь односельчанам, сельский врач может рассказать немало.
Советхана СМАЙЛОВА во время полива огорода укусил каракурт. На велосипеде он успел доехать до дома и вызвать “скорую”. К врачу его доставили уже в бессознательном состоянии.
- У мужчины начался отек тела и пошли судороги. Мы оказали первую необходимую помощь и ввели сыворотку. Через день он пришел в себя, после чего госпитализировали в областную больницу Талдыкоргана, - вспоминает Жанар Мусина.
Жителя села Коктерек Мурата АХАНОВА вытаскивали с того света всей больницей.
Парень чинил крышу дома и свалился. При падении ударился головой о камень. Перевязал рану тряпкой и продолжил ремонт. Вечером ему стало плохо, и он сам пришел в больницу.
- На его голове была огромная рана. Из нее кровь хлестала, как вода! Необходимо было наложить швы, а нам не разрешается эту процедуру делать. Сделали перевязку, кое-как остановили кровь и экстренно доставили в Талдыкорган, - говорит главврач.
В областной больнице выяснилось, что у парня перелом черепа и большая кровопотеря. Ему перелили два литра крови, сделали операцию.
Работа больницы усложняется с открытием купального сезона на Балхаше. Если в обычное время выезжают на вызов три-четыре раза в день, то в сезон отпусков количество вызовов удваивается. И тогда они забывают, что такое покой и сон.
Самое страшное - это выезды на дорожно-транспортные происшествия. Здесь нет отделения травматологии и хирургии, и под угрозой штрафа и выговора врачам запрещено проводить любые манипуляции, даже если пациент в критическом состоянии.
К счастью, на туристический сезон главный врач ЦРБ Саркандского района Алтай ШУЛГАУБАЕВ отправляет сюда бригаду врачей. Но даже они не всегда справляются, ведь в больнице нет оборудованной операционной.
Так что для жителей отдаленных сел доступность медицинской помощи - большая проблема.
И все-таки закончить свой репортаж хочу положительным моментом. Несколько лет назад в Лепсы прибыла молодой специалист Шынар САТЫМБАЕВА. Заманили ее сюда по программе “С дипломом - в село”. Получила кредит. Купила дом. Теперь трудится здесь детским врачом.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область