Какая разница между оптом и розницей
Когда аптеки начнут выполнять приказ Минздрава о предельном регулировании цен на лекарства
Месяц назад я проверяла, исполняют ли аптеки этот приказ. Тогда во многих из них продавали препараты дороже, чем было указано в документе (см. “Мы за ценой не постоим”, “Время” от 22.8.2019 г.). Директор Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий Арнур НУРТАЕВ заверил меня, что совсем скоро все будет по-другому.
- Приказ, регулирующий предельные цены на лекарства, начал действовать 3 августа этого года. Но ведь аптеки закупали товар и раньше, на два-три месяца вперед, - приводит доводы Нуртаев. - Тогда этого приказа не было, а закон обратной силы не имеет, поэтому остатки они могут продавать по старым ценам, порой превышающим предельные. Чтобы документ начал работать полноценно, нужно подождать, пока аптеки продадут остатки товара. Но жалобу гражданин может подать уже сейчас, это не его задача разбираться: лекарство из старых запасов ему продали или из свежей партии. Отправьте жалобу через мобильное приложение dari.kz, и в аптеку придет проверка. Но владелец может сказать: я купил препарат в мае, когда вашего приказа еще не было. Сейчас я все лекарства продам, а потом буду покупать по тем ценам, которые указаны в вашем приказе. И обязательно добавит: в идиотском приказе, потому что нас все не любят.
- Когда я пыталась воспользоваться мобильным приложением, о котором вы говорите, у меня ничего не получилось - оно попросту не работало...
- Да, я знаю, что были проблемы, и приношу свои извинения за неудобства. Но это произошло из-за технических сложностей, которые мы не могли предусмотреть заранее. Нам понадобилось время, чтобы их устранить. Теперь все работает, вы можете пользоваться приложением.
- Когда можно будет говорить, что практически все лекарства, которые продаются в аптеках, закуплены после начала действия приказа о предельных ценах?
- Думаю, начиная с октября. К этому моменту основная масса старых запасов будет распродана. Конечно, останутся какие-то редкие, не очень ходовые препараты, которые лежат на полках и по полгода, но их в любом случае будет мало. Это значит, что граждане уже могут проверять, исполняется приказ или нет, и отправлять нам жалобы. Проверяющих на всех не хватит, а порядок наводить нужно.
- Почему в приказе довольно много препаратов, оптовые и розничные цены на которые или полностью совпадают, или практически не отличаются? Супрастин, например, оптовая - 1731 тенге 25 тиынов, розничная - точно такая же.
- Объясню. Изначально цену заявляет производитель. Он говорит: я хочу, чтобы препарат, который я произвожу, стоил три тысячи тенге. Система, исходя из таблицы по наценкам, автоматически высчитывает оптовую стоимость - 3400 тенге. Затем формируется розничная цена - 4000 тенге. Все это условные цифры. После этого наш центр сверяет эту цену со среднерозничной по Казахстану. Допустим, если супрастин в среднем стоит 1731 тенге, а производитель хочет, чтобы мы отталкивались от трех тысяч, мы имеем право снизить стоимость. Потому что предельная розничная цена не должна быть выше среднерозничной. Некоторое производители под шумок попытались поднять цены на свои лекарства, поэтому мы и применили этот механизм. И, соответственно, цена на розничную продажу была снижена. После этого нужно установить оптовую, но внутри правил нет механизма откатывания назад, поэтому мы уравняли предельную оптовую и розничную цену.
- Как же сложно. Я не могу понять: аптеки должны продавать лекарства не выше цены, указанной в приказе. Но при этом она совпадает с закупочной. Какой смысл им вообще покупать такие препараты?
- Отличный вопрос. Но смотрите, что происходит на практике: аптека перестанет покупать у дистрибьютора, который назначает максимальную цену. Поэтому он установит цену ниже предельной.
- Тогда я вообще не понимаю логики. В таком случае установите на все 3,5 тысячи препаратов, перечисленных в приказе, одинаковые цены.
- Мы это сделали только с теми лекарствами, цены на которые пытались завысить производители. Видимо, некоторые просто пытались воспользоваться ситуацией.
- Когда вы заметили эту тенденцию?
- В мае 2019 года, когда началась регистрация цен. Если аптеки видят, что предельная розничная цена две тысячи тенге, то они как минимум должны купить препарат на 20-30 процентов дешевле, ведь им нужно получить прибыль. Но если разницы в цене практически не будет, они начнут отказываться от покупки таких препаратов. Это невыгодно дистрибьюторам. В итоге рынок начнет сам себя регулировать: дистрибьютор делает скидку аптекам, производители - оптовикам.
- Но есть и другая сторона: аптеки могут перестать покупать какие-то популярные препараты из-за того, что их невыгодно продавать.
- Такой риск всегда был, есть и будет. Но в любом случае аптека продает ходовой товар и заказывает те препараты, которые покупают чаще всего. И тут накрутка может быть не такой большой. Не забывайте и про важность ассортимента. Клиент пойдет туда, где большой выбор лекарств. Поэтому в рознице продают так называемые копеечные лекарства, простой цитрамон или парацетамол, на котором можно заработать условно 15 тенге. Но они же не исчезают с витрин.
- Вы подсчитывали, у скольких препаратов цены на опт и розницу практически не отличаются?
- Точную цифру не назову, но порядка 30 процентов.
- Так много?
- Да, достаточно много. Поэтому и нужен контроль. У нас есть начальная база цен производителей, которую мы собрали в этом году. Благодаря ей на этапе регистрации цен мы будем видеть злоупотребления. Поэтому сейчас готовим проект изменений в приказ, в соответствии с которым сможем ограничивать, но не наказывать производителей. Например, допускать рост цены, но не выше, чем официальная инфляция. Все это, конечно, не нравится участникам рынка лекарств. В итоге мы оказываемся мальчиками для битья в глазах и населения (люди не понимают, зачем эти реформы), и фармкомпаний, которым мы не даем поднять цены. Но люди со временем поймут, почему мы начали эту работу: не должна цена на лекарства в аптеках отличаться в разы - она должна быть везде примерно одинаковой. Этого мы и добиваемся.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира Заикинаи из архива Арнура НУРТАЕВА, Алматы
Вместо P.S. А что же все-таки с мобильным приложением dari.kz, которое разрабатывали специально для того, чтобы любой казахстанец мог легко узнать предельную цену на любое лекарство, продающееся в аптеке? Я потестила его еще раз - оно действительно работает. Чтобы узнать цену, нужно отсканировать регистрационное удостоверение (это комбинация букв и цифр, которая есть на каждой упаковке), и нужные цифры сразу же появятся. Если вы видите, что аптека продает лекарства дороже, отправляйте жалобу - такая функция здесь тоже есть. Я лично чуть позже обязательно проверю, реагируют ли на обращения граждан.