4099

“Они предлагали деньги... чтобы я заткнулась…”

В обществе не утихают дискуссии вокруг приговора двум проводникам пассажирского поезда “Тулпар-Тальго”, обвиненным в изнасиловании пассажирки. Дело получило огромный резонанс; судьи, вынесшие вердикт насильникам, объяснили, чем руководствовались при принятии решения (см. “Осуждению не подлежит”, “Время” от 3.8.2019 г.). В минувший понедельник женщина, пострадавшая от насильников, рассказала подробности той жуткой ночи в купе злополучного вагона и об унижении, которое ей пришлось пережить в ходе следствия, длившегося ровно 10 месяцев. Она выступила на “круглом столе” на тему “Необходимые меры по противодействию насилию над женщинами и детьми”.

“Они предлагали деньги... чтобы я заткнулась…”

Пострадавшая выступала с закрытым лицом, на ней были медицинская маска, шляпа и черные очки. В течение 30-минутного монолога женщина практически без остановки плакала. В ее дрожавшем голосе были негодование, отчаяние и боль.

- Это было страшное, унизительное и непоправимое горе!.. Что самое ужасное в этой ситуации - общественный транспорт. Почти 80 процентов нашего населения передвигается поездами. Изнасилование я пережила именно в поезде, причем высшего класса. Я возвращалась домой после конференции. Много планов и задумок, я инициативный человек… Когда покупала билет, была уверена, что доверяю свою жизнь профессионалам. У меня до сих пор посттравматическая депрессия...

Из-за пережитого стресса молодая женщина вынуждена была продать свою фирму, так как совершенно не могла работать.

- Было много слухов и домыс­лов. Писали (в соцсетях. - Л. Т.), что это мутная история... У всех был вопрос, почему я не кричала. Здесь есть психологи (которые могут подтвердить. - Л. Т.): у каждого есть своя реакция. Я не могу ни кричать, ни двигаться, у меня пропадает голос - это моя реакция. Вы не представляете, как это страшно, когда в четыре часа ночи, когда ты спишь, на тебя наваливается тело!.. Ты не представляешь, где находишься, замкнутое пространство. Самое главное, чтобы тебя не убили. Это такой страх, который просто парализует... Проводник отселил тех, кто ехал в моем купе. Он подготовил все. Очень много вопросов было, была ли я пьяна. Я не распивала пиво с проводником!

По словам жертвы, следствие все время подталкивало ее к примирению с подсудимыми:

- С первой минуты было абсолютно пренебрежительное отношение следователей, самих проводников, которые выгораживают друг друга. Никто не стоит на стороне жертвы. Все пытаются это дело примирить. По сути, они приводят к тому, чтобы закрыть дело. Они считают, что если ты заявляешь об изнасиловании, то хочешь денег. Они предлагали деньги - я отказалась. Вопрос стоял о наказании. Я достаточно зарабатываю. Они мне предлагали мой двухмесячный заработок, чтобы я заткнулась. Проводники несколько раз меняли свои показания.

Потерпевшая отказалась от услуг адвоката, так как, по ее утверждению, он сотрудничал со следствием:

- Изначально дело шло по части 1 статьи 120 Уголовного кодекса, когда речь идет об одном человеке (насильнике. - Л. Т.). Много рапортов было, в тот период потеряли самый важный документ, что изнасиловали меня двое. Один был проводник, а второй был в гражданской одежде. Имея такие доказательства, они все равно завели дело по части первой. Они решили бить по самому больному месту...

По словам женщины, на психологическую экспертизу ее направили вместе с подсудимыми, она стояла с ними в одной очереди.

- Когда я спросила почему (ей приходится видеться с обидчиками. - Л. Т.), следователь сказал мне умерить тон и соблюдать субординацию.

Кардинально ситуация изменилась лишь после того, отметила она, когда пришли результаты экс­пертиз, которые показали, что насильников было все-таки двое.

- Я не просто проходила следствие. Я проходила через травлю! Родственники подсудимых преследователи мою семью, знали адрес моих родителей. Я потеряла год жизни из-за преступников, которые использовали мое тело. Я, как жертва, прошу ужесточить закон о сексуальном насилии! Два с половиной года (на такой срок приговорили подсудимых. - Л. Т.) - вы считаете, это справедливо? Я прошу обеспечить безопасность детей и женщин! Была бы (в купе вагона. - Л. Т.) камера наблюдения, мне бы не пришлось доказывать свою правоту столько времени.

Жертва насилия также сообщила, что после случившегося сотрудники “Казахстан темир жолы” уговаривали ее не подавать заявление в полицию:

- Все прибежали - сотрудники и проводники - и сказали, что у него (одного из насильников. - Л. Т.) есть семья и дети. А я? Если у меня нет семьи, детей - меня можно насиловать?! Они открывали снаружи дверь (купе. - Л. Т.) и пытались со мной договориться.

После откровений женщины мажилисмен Нуржан АЛЬТАЕВ заявил о том, что произошедший случай изнасилования в поезде не единичный:

- Много людей звонили и писали мне. Проблема эта в поездах все-таки есть. Есть факты, когда проводники, пользуясь тем, что у них есть ключи, хотя купе можно закрыть изнутри, начинают врываться, приставать к женщинам. Это просто недопустимо! Я считаю, что КТЖ должна избавиться от таких сотрудников!

Депутат заявил о том, что направил письмо руководству АО “Казахстан темир жолы” с требованием обеспечить безопасность пассажиров. Наряду с этим Альтаев высказал ряд предложений по изменению законодательства. Так, по его мнению, изнасилование необходимо перевести из категории преступлений средней тяжести в категорию тяжких, а также исключить по этой статье возможность условно-досрочного освобождения осужденных.

- Мы также предлагаем из категории частно-публичного обвинения перевести эту статью в категорию публичного обвинения. То есть исключить возможность договоренности сторон, - продолжил парламентарий. - Как вы знаете, очень часто большое давление оказывается на женщину, подвергшуюся насилию. Как правило, жертва не выдерживает психологического давления, когда следователи и другие люди начинают говорить “ты сама виновата, сама спровоцировала”. В какой-то момент предлагают ей закрыть дело за примирением сторон. Понятное дело, следователи не хотят доводить до конца такие дела ввиду большого количества других уголовных дел. Женщина, не выдержав, идет на примирение, и дело закрывается. Насильник в таких случаях начинает думать, что ему все дозволено и ничего за это не будет. Мы должны это прекратить! Перевод в сферу публичного обвинения означает, что теперь закрыть дело за примирением сторон будет невозможно. Мы должны на это пойти!

Высказалась на тему сексуального насилия и руководитель общественного движения “Не МолчиKz” Дина ТАНСАРИ. Ссылаясь на официальные данные, она сообщила, что в Казахстане ежедневно насилуют пять женщин и двоих детей.

- Наши женщины очень часто остаются инвалидами. У нас есть два случая, когда молодые женщины были вынуждены выпрыгнуть из окна, чтобы избежать сексуального насилия, - заметила общественница.

По словам Тансари, в правовом поле казахстанские женщины практически никак не защищены.

- Потому что закон о сексуальном насилии, особенно часть 1 статей 120 и 121 Уголовного кодекса, абсолютно лоялен к насильникам. Два с половиной года, потом УДО - и все! Можно повторять насилие бесконечно. Это не считается рецидивом, потому это статья средней тяжести. За следующее изнасилование у него не будет ужесточения, потому что соответствующий закон наши депутаты отменили в 2015 году. Надо его вернуть обратно и сделать рецидивными преступления средней тяжести, - убеждена Дина Тансари.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Нур-Султан

А тем временем
Довольных нет и не предвидится

Дело об изнасиловании в поезде “Тальго” ожидает новое рассмотрение.

Приговором, который был вынесен судом Костаная двум проводникам поезда, остались недовольны все. Поэтому в ближайшее время апелляционным рассмотрением этого громкого дела займутся судьи Костанайского облсуда.
С жалобой на приговор обратились туда как осужденные, так и адвокат потерпевшей. Свой протест направила прокуратура. И если первые считают приговор несправедливым и чересчур суровым, то пострадавшая - слишком мягким. Содержание протеста надзорного органа неизвестно. Впрочем, несложно догадаться, что прокурор также будет требовать ужесточения меры наказания.
По словам пресс-секретаря Костанайского облсуда Зауре ЕДИКОВОЙ, документы в апелляцию поступили только что, поэтому дата рассмотрения дела пока еще не определена.

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть