3010

Куда уходят дети

Лето - пиковый сезон потеряшек, детей и подростков, сбегающих из дома. Как их искать и о чем молчат родители, рассказывают алматинские волонтеры-поисковики из движения lider.kz.

Куда уходят дети

Еще полгода назад на территории Казахстана была единая сеть по розыску пропавших, но в итоге волонтеры решили, что каждый город будет работать по своим пропажам самостоятельно, а координировать поиск лишь при необходимости.

- Волонтерами люди становятся просто, - рассказывает Дильмира БЛАЦ (на снимке), - практически каждый из нас терял кого-то из родных, а после этого остаться в стороне невозможно. Кто хоть раз вышел с нами на поиски, те группу не покидают. Не у всех выдерживают нервы, ведь подчас мы видим совсем неприглядные вещи, можем наткнуться и на мертвое тело. Те, кто послабее, переходят в группу благотворительности, у нас есть и такая, но уйти не получается.

В Алматы едва ли не каждый день по соцсетям и мессенджерам разлетается новое объявление о пропаже. Это означает одно: волонтеры выходят “в поле”, то есть на улицы города. Сейчас в группе алматинских поисковиков 156 человек. Есть психологи, юристы, есть те, кто готов посидеть с детьми других поисковиков на время операции, есть те, кто специализируется на поиске следов пропажи в интернете. Технари занимаются биллингом, то есть отслеживают местоположение по звонкам и активности телефона. Кто-то обзванивает больницы, цент­ры адаптации, бюро несчастных случаев. Еще до начала поисков разлетается ориентировка с приметами потеряшки, и почти сразу же начинаются непрерывные звонки от очевидцев координатору. Через несколько часов координаторы мобильных групп уже знают, в каких точках города надо искать.

В приоритете поисковиков старики и дети. И те и другие одинаково беспомощны. Взрослые могут просто сбежать от семьи, от обязанностей, и это, по сути, их осознанный выбор. Поэтому волонтеры не считают необходимым тратить ресурсы на такую категорию пропавших. Дети и подростки - другое дело, обычно их находят живыми и невредимыми.

- Лично для меня тревожный звоночек - это возраст беглецов, - переживает Дильмира. - Раньше пропадали подростки от 15 лет, а сейчас возрастная планка заметно упала, сбегают из дома начиная с 10-11 лет. Как правило, причиной становятся проблемы в семье. Обыч­но это банальный недостаток внимания. Родители все силы отдают работе, стараются закрыть все потребности, заработать деньги, а ребенку необходимо общение с ними. Сколько раз было, что находим, спрашиваем: “Зачем сбежал?” Говорит: “Мама меня не любит”. А мама рыдает, ведь она для ребенка выкладывается на работе. Эта схема не работает. С детьми надо разговаривать, проводить время. Не работает и излишний контроль. Бывает так, что день ребенка расписан по минутам, наказывают за опоздание, за безделье, и получается домашняя тюрьма. В итоге нервы не выдерживают, и ребенок сбегает. Летом пик еще и потому, что дети предоставлены сами себе, в остальное время хоть школа как-то сдерживает и организует время.

- Что будет, если не искать этих детей? Может быть, они спустя какое-то время просто вернутся домой?

- Обратите внимание, сейчас подростки очень часто режут себе руки. Неопасно, неглубоко - это способ привлечь к себе внимания, крик о помощи. То же самое и здесь. На самом деле, сбегая из дома, ребенок и подросток оставляют подсказки, все их поведение говорит о том, что они хотят быть найденными, хотят быть услышанными, и если этого не произойдет, то неизвестно, что станет следующим шагом. У нас есть и “бегунки” - дети, которые регулярно уходят из дома. Мы находим такого, возвращаем, разговариваем с родителями и с ребенком, вроде бы все встает на свои места, а через пару недель он опять исчезает... И мы снова выходим на поиски, потому что в большом городе у ребенка очень много вариантов попасть в беду. Нам даже неважно, обращались ли родители в полицию: есть потеряшка - работаем.

А еще лидеры - так называют себя члены движения lider.kz - сетуют, что больше всего результативным поискам мешает отсутствие информации у родителей или искажение фактов. Это еще одна особенность нашего общества - никто не хочет говорить о проблемах, и для посторонних людей мы готовы идеализировать отношения в семье. Волонтерам не скажут о суицидальных наклонностях, подозрительных привычках, ссорах в семье, душевных болезнях… И еще о многих вещах, которые упрощают поиск. Все эти детали важны. Например, если у ребенка суицидальные наклонности, то он будет искать уединение, и тогда обшаривать надо подвалы, заброшенные стройки. Если же просто психанул и ушел из дома, то, скорее всего, отправился к друзьям или дальним родственникам. Если растерян и испуган, то выберет места скопления людей - ТРЦ или пешеходную зону в центре города, которую в народе окрестили Арбатом, - говорит Дильмира.

- Для подростков вообще район Арбата словно медом намазан, мы их так и называем - дети Арбата, - говорит Дильмира.

Что делать, если пропал ребёнок

- Поисковики утверждают, что все решает фактор времени. Поэтому, если есть хотя бы подозрение на то, что ребенок пропал, надо сразу бить тревогу. Можно подать заявление в полицию, сейчас уже никто не ждет трое суток с момента исчезновения. Первым делом необходимо обзвонить родственников, педагогов, тренеров, друзей, открытым текстом сообщить, что ищете ребенка, попросить содействия. Параллельно свяжитесь с волонтерами. Они подскажут, в каких случаях нужна листовка о пропаже ребенка, а в каких - лучше разослать информацию по поисковым группам, чтобы ребенок не увидел информацию и не попытался уехать подальше от места ее распространения.

- Если пропал малыш-дошкольник, то первым делом необходимо хорошо проверить все укромные уголки дома и ближайшую территорию вокруг. Бывали случаи, когда родители поднимали на ноги всех, а ребенок просто качался на качелях в соседнем дворе.

- Если пропал подросток, вас могут попросить предоставить переписку и личные данные с компьютера. Хорошо бы знать, в каких социальных сетях проводит время ребенок.

- Не публикуйте свой сотовый номер и не вступайте в токсичную переписку - ваш телефон должен быть только у волонтеров и сотрудников полиции.

Вопрос - ответ

Что делать, если вы нашли ребенка, он плачет и говорит, что потерялся?

- Не уводите его с того места, где нашли, но и не оставляйте одного.

Как обезопасить своего ребенка от похищения?

- Отрепетировать дома по ролям. Просто объяснить - не сработает. Из 50 детей, которым все рассказали, лишь двое не уйдут с чужими тетями-дядями. Необходимо отработать модель поведения с криками, падением на пол и активным сопротивлением любым попыткам увести. Заучите с ребенком наизусть телефоны родителей или близких родственников.

Чем можно помочь волонтёрам

- Вступить в группу в своем городе.

- Выделить деньги на технические средства - пауэр-банки и рации - то, что всегда в дефиците.

- Не ленитесь и распространяйте рассылку про пропавших, если она приходит к вам из надежного источника. Например, типовое оформление листовок движения lider.kz - это гарантия того, что вы получили не фейковый вирусный спам. Рассылка - самый быстрый и действенный способ получить информацию от очевидцев, и это работает. Именно поэтому волонтеры просят не блокировать листовки, не выкидывать волонтеров из групп, а помогать их работе.

Цифры в тему

Всего в Алматы с начала года по 31 мая пропали 120 человек:  40 из них - женщины, 50 - мужчины и 30 - дети. Живыми найдены 85, погибшими - 14, до сих пор в розыске 21 человек.

К счастью, среди детей нет погибших. Именно это волонтеры и считают своей главной наградой. Значит, они вовремя пришли на помощь.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть