2173

В тесноте, но не в обиде

В Северо-Казахстанской области миграционные полицейские в сотрудничестве с бизнесменами и общественниками внедрили уникальный опыт по пребыванию в регионе мигрантов.

В тесноте, но не в обиде

Если раньше транзитники ждали своего поезда прямо на привокзальной площади Петропавловска, там же справляя нужду и принимая пищу, то сейчас им организовали специальные гостиницы. И в город они с этой закрытой территории не выходят - для их же бе­зопасности, заверяют полицейские. Автономное пребывание устраивает и самих транзитников - нет риска заблудиться или угодить в неприятности в чужой стране и опоздать на поезд.

На территории Северо-Казах­станской области проходит транссибирская железнодорожная ма­гистраль - участок Южно-Уральской железной дороги. А потому транзитный поток иностранцев через приграничный регион - неизбежное явление. Через Петропавловск проходит непрерывный поток мигрантов из центрально­азиатских респуб­лик - Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана - в Россию и обратно.

- Мы давно занимаемся проблемой уязвимой миграции. На вокзале мы видели, что какие-то люди встречают мигрантов-транзитников и отбирают у них паспорта. А это один из признаков возможной торговли людьми! Но потом оказалось, что им просто посредники покупают билеты на поезд и вскоре возвращают документы с билетами. За эти услуги так называемого сопровож­дения они брали с людей деньги. Это был неплохой, хотя и нелегальный бизнес. Нужно было принимать меры, - рассказала председатель общественного объединения “Центр поддержки женщин” Алина ОРЛОВА (на снимке).

Она объяснила, что многие молодые мигранты обращаются к посредникам из-за незнания русского языка, неумения изъясняться, особенно когда едут по одному, по двое, без группы и без старшего.

Толпы мигрантов вблизи вокзала создавали массу проблем горожанам. Ведь почти сутки они ждали поезда, и все это время им нужно было где-то мыться, ходить в туалет, есть. На кафе у них денег, как правило, нет, поэтому обедали прямо на улице кто чем мог. Когда обеспокоенные горожане стали вызывать на привокзальную площадь миграционных полицейских, жалуясь на сидящих на асфальте иност­ранцев, то их начали выгонять.

Тогда посредники уже не только покупали билеты, но и пытались организовать своим клиентам недорогой ночлег. Они начали снимать квартиры в жилых домах недалеко от железнодорожного вокзала. Чтобы обеспечить подъемную для мигрантов цену, в каждой комнате селили по 15-17 человек.

Вскоре начали возмущаться жильцы домов, чьи подъезды превратились в проходной двор из-за таких “резиновых” квартир. Каждые сутки прибывали автобусы и все новые партии постояльцев. Опять начались звонки в полицию и посыпались жалобы.

Миграционные полицейские пытались решить проблему своими силами - даже предоставили какую-то территорию бывшей автобазы, где иностранцы могли располагаться на время ожидания поезда, чтобы не слоняться на вок­зале. Но эта затея провалилась, транзитники почему-то неохотно ехали на территорию, удаленную от вокзала, куда тоже надо было каким-то образом организованно добираться.

Тогда совместными усилиями пришли к другому варианту. Посредники встали на налоговый учет как предприниматели, выкупили частные дома в относительной близости от вокзала и организовали там очень дешевые гостиницы для мигрантов с необходимым минимумом удобств. Сейчас в Петропавловске пять таких мест “частного пребывания иностранных граждан”, как их называют полицейские.

Собственники домов селят трудовых мигрантов по фиксированной цене 500-600 тенге с человека. Это гораздо дешевле, чем в гостиницах или квартирах, сдаваемых посуточно. Здесь созданы минимальные условия - спят мигранты на полу на расстеленных матрасах или коврах, едят лапшу быстрого приготовления или в лучшем случае яичницу. В их распоряжении есть душ, уличный туалет и место, выделенное для курения.

Конечно, стражи порядка не оставляют без внимания эти мини-гостиницы. Сотрудники специального отдельного взвода по борьбе с незаконной миграцией областного департамента полиции каждый день проводят проверки по пребыванию, транзитному проезду иностранных граждан, проверяют их документы и билеты на поезд, следят, чтобы они не превысили 10-дневный срок пребывания в стране. Большинство клиентов в этих домах - граждане Узбекистана и Таджикистана. Каждая мини-гостиница вмещает до 200-300 человек.

- Сейчас поток мигрантов снизился, клиентов стало меньше, раньше по пять автобусов в день приезжало, сейчас - один, - говорит администратор одной из таких гостиниц Акбота САГЕНОВА. - Они умнее стали, мне кажется, многие теперь по-другому добираются до России, может, дороже, но напрямую или на самолете.

Администратор держит связь с миграционной полицией и ведет учет постояльцев в специальном журнале. Она же убирается и отвечает за мини-магазин, который расположен тут же в доме. Здесь есть в продаже минимальный набор продуктов и необходимых мигрантам предметов обихода. Стоят столы и стулья, чтобы можно было пообедать или просто попить чай.

Дома огорожены высоким забором и оборудованы камерами внут­реннего и наружного видеонаблюдения.

Теперь автобус не оставляет иностранцев на автовокзале, а привозит сразу сюда. Хозяева домов становятся кураторами группы мигрантов и несут за них ответственность. Негласное правило - нельзя выходить за территорию дома, только внутри им обеспечена безопасность. Чужих сюда тоже не пускают.

Корреспондент “Времени” побывал в одной из закрытых гостиниц для транзитников в сопровождении сотрудника миграционной полиции. В огромной комнате площадью не меньше 50 квадратов на полу, устеленном поролоном и материей, сидели и лежали около тридцати мужчин. При виде полицейского они сразу начали доставать паспорта, билеты, показывать даты. По-русски они понимали и изъяснялись плохо.

- Сейчас мигранты в безопасности, посредники - в правовом поле. Произошло саморегулирование. Даже если транзитника не пустили в Россию по причине наложения запрета на въезд в страну, а у него нет денег на обратную дорогу, что бывает очень часто, то их кураторы обеспечивают обратную дорогу. Например, договариваются с водителями автобусов, что деньги отдадут по прибытии на родину родственники, встречающие безбилетного пассажира, - пояснила Алина Орлова.

Но главное, жители Петропавловска теперь почти не видят мигрантов на улицах, вблизи автобусной станции и железнодорожного вокзала. Транзит обрел цивилизованные очертания.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть