2215

Запрет массового поражения

Список невозвратных новых товаров вслед за мобильниками могут пополнить ювелирные изделия, книги, мебель, автомашины...

Запрет массового поражения

Чуть больше месяца осталось до вступления в силу законной поправки, согласно которой потребители не смогут возвращать продавцам новые исправные мобильные телефоны в течение 14 дней (и, естественно, во все последующие) после покупки. Об этой поправке массового (поскольку она затрагивает все слои населения) поражения мы уже писали (см. “Абонентам недоступен”, “Время” от 1.5.2019 г.). Но, как оказалось, все не так однозначно. И впереди граждан Казахстана ждет еще немало сюрпризов...

В чём проблема?

Напомним, с 1 июля этого года вступает в силу закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Рес­публики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности”. Документ содержит поправки, связанные с совершенствованием электронной и биржевой торговли, торговли в сфере агропромышленного комплекса, налогового и таможенного администрирования, с сокращением теневого оборота в экономике и снижением издержек для бизнеса. Одной из норм данного закона и стало включение “абонентских устройств сотовой связи” в список товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену.

Тогда, в начале мая, Министерство национальной экономики так объяснило причины этого нововведения:

“Реализация данной продукции одновременно сопровождается ее активизацией и загрузкой ряда программ, носящих идентификационную авторизацию. Возвращенная в течение 14 дней продукция хоть и надлежащего качества, по сути, становится бывшим в употреб­лении техническим устройством, требующим обнуления всех цифровых следов его первого владельца. Дальнейшая реализация данного устройства влечет ряд необоснованных проблем для нового добросовестного пользователя”.

Нам этот комментарий не показался исчерпывающим, и мы направили в МНЭ свой официальный запрос, в котором попросили предоставить ответы на следующие вопросы:

1) Относятся ли к абонентским устройствам связи, не подлежащим возврату, кнопочные мобильные телефоны, в которых не предусмотрена установка программного обеспечения с идентификационной авторизацией?

2) Относятся ли к абонентским устройствам связи, не подлежащим возврату, планшеты, которые, по сути, не являются устройствами связи, но в них имеются слоты для SIM-карт?

3) Почему в список невозвратных товаров не включены компьютеры, ноутбуки, нетбуки, ультрабуки и т. д., которые также подразумевают установку программного обеспечения с идентификационной авторизацией?

4) Имеют ли покупатели право возвращать другие приобретаемые устройства связи, такие как рация, спутниковые телефоны, городские телефоны с sim-картой и т. д.?

Председатель правления объединения Светлана РОМАНОВСКАЯ тогда же заявила “Времени”, что принятие данной поправки пролоббировали производители мобильных (сотовых) телефонов. Естественно, мы обратились к ним с вопросом, так ли это. Ответили нам только в компании Huawei.

“Мы не были вовлечены в процесс внесения поправок в закон о защите прав потребителей и потому никаких комментариев по этому процессу дать не можем, - пояснила PR-менеджер бизнес-группы по работе с потребителями компании Huawei Device в Казахстане и странах Центральной Азии Олеся КОЛЕСНИЧЕНКО. - Однако эта поправка может быть выгодна производителям с высоким количеством брака (т. е. с системными ошибками и недоработками. - Р. Б.) и отсутствием широкой официальной дистрибьюторской сети. С новой поправкой потребитель, если он узнал о какой-либо массовой проблеме с аппаратом уже после покупки, не сможет вернуть устройство продавцу. Производителям, испытывающим трудности с реализацией продукции через официальные каналы и крупные сети электроники, данные поправки также сыграют на руку, т. к. будет меньше возвратов”.

В Huawei также пояснили, что, по их мнению, является “абонентским устройством связи”: “это планшеты, кнопочные телефоны и “умные” часы с SIM-картой”. При этом Колесниченко уточнила, что в законе о связи отсутствует описание авторизации пользователя как одной из характеристик “абонентского устройства связи”.

МНЭ уполномочено заявить

На днях мы наконец получили официальный ответ из Министерства нацэкономики на наш запрос. И ответ этот весьма любопытный.

В министерстве напоминают, что сегодня список невозвратных товаров при покупке состоит из шести наименований: лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары (ткани, ковровые изделия, шнуры, линолеум и т. д.) и абонентские устройства сотовой связи.

“Все вышеперечисленные товары, несмотря на сохранение их товарного вида и качества, при возврате могут нарушить права и интересы последующих покупателей, - полагают в МНЭ. - Например, животные могут быть неправильно покормлены, а растения - неправильно политы (выделено нами. - Р. Б.)”.

Логика, конечно же, железная.

Что же касается абонентских устройств сотовой связи, то в ведомстве поясняют, что под этим термином понимается “средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи и приема абонентом информации и подключаемое к сети оператора сотовой связи, не имеющее постоянного географически определяемого местоположения в рамках обслуживаемой территории, работающее в сетях сотовой связи”. Читатель, вам все понятно?

“Из данного определения следует, - полагают в МНЭ, - что все мобильные телефоны, включая кнопочные, планшеты (при наличии слота для SIM-карты), относятся к абонентским устройствам сотовой связи. При этом на иные устройства связи (рации, городские устройства и т. д.) право обмена или возврата товара надлежащего качества в течение 14 дней не распространяется (выделено нами. - Р. Б.), так как данные устройства не подпадают под описание “абонентское устройство сотовой связи”. Таким образом, речь идет о сложных технических устройствах индивидуального применения. Это значит, что они содержат персональные данные своего “хозяина” (привязка к ИИН, информация по банковским платежам, введение биометрических данных, загрузка антивируса и т. д.)”.

Ну что тут сказать... Если в ведомстве путают понятия “право” и “особое правило”, то стоит ли удивляться, что люди не могут разобраться во всех тонкостях этой поправки?

То ли ещё будет

Но самое интересное кроется в конце комментария МНЭ:

“Расширение перечня надлежащего качества товаров, не подлежаших обмену или возврату в течение 14 дней, связано с гармонизацией национального законодательства в рамках единого рынка товаров, работ и услуг стран Евразийского экономического союза. В настоящее время в Российской Федерации перечень таких товаров состоит из 14 групп. К ним относятся мебель, ювелирные изделия, книги, граж­данское оружие, автомобили (выделено нами. - Р. Б.)” и т. д.

Из вышеизложенного явно следует, что сотовыми телефонами список невозвратных товаров не ограничится, коли мы гармонизируем свое законодательство с другими странами ЕАЭС и Россией в частности. И впереди нас ждут, по-видимому, новые поправки, запрещающие возврат и других товаров (см. таблицу).

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем

Американский миттельшпиль

Президент США Дональд ТРАМП ввел на днях технологические санкции против китайского IT-лидера Huawei. Компания включена в черные списки вместе с другими 70 компаниями. Из-за этих санкций Google уже прекратил сотрудничество с Huawei.

Это, в свою очередь, означает, что отныне на смартфоны и планшеты Huawei не будет устанавливаться операционная система Android и у следующих поколений гаджетов компании вообще не будет доступа к сервисам Google: Play Market, карты, браузер, Gmail и т. д.

У тех пользователей, кто приобрел смартфоны до введения санкций, операционная система теперь не будет обновляться.

Между тем, по различным оценкам, только за последние два года в Казахстане было продано свыше миллиона смартфонов Huawei (только по итогам 2017 года было продано более 440 тысяч устройств). И что теперь делать владельцам этих гаджетов?

“Huawei cделала большой вклад в развитие Android во всем мире, - прокомментировали нам сложившуюся ситуацию представители компании. - Как один из ключевых партнеров Android, мы взаимодействуем с их открытой платформой для развития экосистемы, необходимой как для потребителей, так и для индустрии в целом. Huawei продолжит предоставлять обновления для систем безопасности и постпродажного обслуживания всех существующих смартфонов и планшетов, которые уже используются или есть в наличии в магазинах на мировом рынке”.

Когда верстался номер, стало известно, что Минторговли США предоставило временное разрешение Huawei на ведение бизнеса, которое будет действовать до 19 августа и позволит пользователям обновлять программное обеспечение.

Поделиться
Класснуть